Для обозначения надводных или подводных опасностей, обеспечения плавания по фарватерам и определения места судна в прибрежных районах выставляют средства навигационного оборудования (СНО). В зависимости от места установки СНО бывают береговые и плавучие.
К береговым относятся маяки, огни, знаки, радиолокационные станции, а также акустические средства туманной сигнализации.
– специальные сооружения высотой от 10 до 50 метров, снабженные мощным светооптическим оборудованием. Огни маяков зажигают от захода до восхода Солнца, дальность видимости не менее 10 миль.
– сооружения маячного типа, но более легкой конструкции. Дальность видимости огней до 10 миль.
Портовые знаки сооружают в портах на оконечностях молов, пирсов и причалов.
сооружают в виде решетчатых башен, на которых монтируют деревянный створный щит. Створы, образуемые створными знаками, устанавливают для проводки судна по фарватеру, а также для определения поправок компасов.
Плавучие СНО устанавливают на якорях вблизи от опасности или на самой опасности: знаки, буи и вехи.
Плавучие предостерегающие знаки предупреждают судоводителей о наличии опасности, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь. Система предусматривает пять типов знаков.
- Латеральные знаки
- Регион А
- Регион В
- Кардинальные знаки
- Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров
- Знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера (канала) и середину прохода (осевые)
- Знаки специального назначения
- Аварийные знаки, обозначающие местоположение затонувшего судна
- Литература
- Оборудование для навигация и связи
Латеральные знаки
Латеральные знаки. Эти знаки (буи и вехи) выставляются для ограждения сторон фарватеров.
Мировой океан разделен на два региона: регион А и регион В (рис.3.22), которые отличаются принципом использования красного и зеленого цветов для ограждения сторон фарватера латеральными знаками. Страны, принявшие цвет окраски СНО с левой стороны фарватера, относятся к страны, принявшие цвет окраски СНО с левой стороны фарватера, – к При этом направление фарватера в обоих регионах считается с моря. Остальные типы знаков являются общими для регионов А и В.
Регион А
На левой стороне (рис. 3.23) выставляют знаки, полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра, светящийся буй имеет красный огонь. Характер огня – Пр 3с (проблесковый, период 3с).
На правой стороне (рис. 3.24) выставляют знаки, полностью окрашенные в зеленый цвет, топовые фигуры имеют вид зеленого цилиндра, светящийся буй имеет зеленый огонь. Характер огня – Пр 3с.
В отдельных случаях направление фарватера оговаривается особо. На корпуса буев могут наноситься цифры или буквы, причем нумерация или обозначение буев буквами ведется со стороны моря.
В местах разделения фарватеров для обозначения основного (предпочтительного) фарватера используются видоизмененные латеральные знаки.
Основной фарватер справа (рис. 3.25) – окраска знаков красная с широкой зеленой горизонтальной полосой, топовая фигура в форме красного цилиндра. Огонь красного цвета, характер – Пр (2+1) 9с.
Основной фарватер слева (рис. 3.26) – окраска знаков зеленая с широкой красной горизонтальной полосой, топовая фигура в форме зеленого конуса. Огонь зеленого цвета, характер – Пр (2+1) 9с.
Регион В
На латеральных знаках, выставляемых на левой и правой стороне фарватера, зажигают соответственно зеленые и красные огни (рис. 3.27 – 3.30).
Кардинальные знаки
Кардинальные знаки служат для ограждения отдельно лежащих навигационных опасностей, а также затонувших судов. Эти знаки обозначают сторону (по компасу), с которой судно должно обходить опасность. Они могут выставляться в одном, нескольких или всех секторах от опасности. Для ограждения применяются буи и вехи черно-желтой окраски в различных сочетаниях (рис. 3.31).
В качестве топовых фигур служат два черных конуса, установленных один над другим. Огонь светящихся буев белый.
буи и вехи выставляются в северном секторе к N от опасности. Знаки имеют верху черный цвет, внизу – желтый. Топовые фигуры – конусы вершинами вверх. Характер огня – Ч (частый).
и вехи выставляются в восточном секторе к Е от опасности. Знаки имеют черный цвет с широкой желтой горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы основаниями вместе. Характер огня – Ч (3) 10с (три частых проблеска в группе, период 10 с).
и вехи выставляются в южном секторе к S от опасности. Знаки имеют вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовые
фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (6) ДлПр 15с (шесть частых проблесков в группе с длительным проблеском, период 15 с).
и вехи выставляются в западном секторе к W от опасности. Знаки имеют желтый цвет с широкой черной горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (9) 15с (девять частых проблесков в группе, период 15 с).
Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров
Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров. Выставляются над опасностью и могут быть обойдены с любой стороны. Знаки (буи и вехи) окрашены в черный цвет с одной или более красными широкими горизонтальными полосами (рис. 3.32). Топовые фигуры – два черных шара, размещенные один над другим. Светящий буй имеет белый цвет. Характер огня – Пр (2) 5с.
Знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера (канала) и середину прохода (осевые)
Знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера (канала) и середину прохода (осевые). Знаки (буи и вехи) окрашены красными и белыми вертикальными полосами (рис. 3.33).
Топовая фигура имеет вид красного шара. Светящий буй имеет белый огонь. Характер огня – ДлПр 6с (длительно-проблесковый, период 6 секунд).
Знаки специального назначения
Знаки специального назначения применяются для обозначения или ограждения специальных районов или объектов, например, мест прокладки кабелей и др. Знаки окрашены в желтый цвет (рис. 3.34). Топовые фигуры – косой крест желтого цвета. Светящий буй имеет желтый огонь, характер огня – Пр 5с.
Аварийные знаки, обозначающие местоположение затонувшего судна
Аварийные знаки, обозначающие местоположение затонувшего судна, применяются для указания позиции недавно затонувшего судна. Знаки сохраняются до тех пор, пока:
Литература
В рулевой рубке каждого торгового судна установлено разнообразное навигационное оборудование, приборы, устройства и инструменты, при помощи которых капитан и штурмана обеспечивают безопасное управление судном.
Навигационное оборудование — это судовые технические средства, которыми укомплектовано судно для решения задач навигации.
Навигация — процесс принятия решения и управления курсом и скоростью судна при движении из одного пункта в другой, с учетом окружающих условий и интенсивности судоходства.
Навигационное устройство — это судовое техническое средство, предназначенное для решения одной или нескольких задач навигации.
Навигационный инструмент — это судовой навигационный прибор, предназначенный для выполнения работ вручную при решении задач навигации.
Навигационный прибор — это прибор, предназначенный для выполнения отдельных функций по измерению навигационных параметров, обработке, хранению, передаче, отображению и регистрации данных при решении задач навигации на судне.
Штурманский прокладочный инструмент находится здесь
Навигационные средства наблюдения находятся здесь
Средства визуальной и звуковой сигнализации и связи находятся здесь
По судовым часам фиксируется время всех событий. Судовые часы должны ежедневно сверяться по сигналам точного времени и должны иметь точность не боле одной минуты. Все судовые часы должны быть выставлены по одному часовому поясу. Одни судовые часы должны быть выставлены по Гринвичскому времени или Всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time — UTC).
Магнитный компас (Magnetic compass). Самый надежный и незаменимый прибор. Если конечно он исправен и регулярно проверяется в береговой мастерской. По крайней мере раз в два года у магнитного компаса должна под уничтожается девиация, определяться остаточная девиация и составляться таблица девиации (Deviation card). На некоторых судах устанавливают главный магнитный компас и путевой. Если на судне установлен только один компас, то как правило должен иметься один запасной компас. Магнитный компас является запасным источником курсоуказания для авторулевого и ECDIS.
Отдельная статья о магнитном компасе находится Здесь.
Путевой магнитный компас Здесь.
В спасательных и дежурных шлюпках обязательно должны быть магнитные компасы для курсоуказания.
Гирокомпас (Gyro compass). Гирокомпас. Основной источник курсоуказания. Курсоуказание от гирокомпаса поступает на радиолокаторы, АРПА, ЭКНИС, авторулевой, цифровой индикатор курса, репитеры гирокомпаса в рулевой рубке, штурманской рубке, крыльях мостика, румпельном отделении.
Репитер гирокомпаса с пеленгатором (Gyro repeater with taking bearing device). Устанавливаются на крыльях мостика и служат для взятия визуальных пеленгов. Пеленга маяков и знаков берутся для определения места судна в море в вблизи берегов. Пеленга небесных светил берутся для определения поправки компасов. Пеленга на приближающиеся суда берутся для определения наличия опасности столкновения с ними. На фото изображен простой пеленгатор. Бывают также оптические пеленгаторы, в которых установлены линзы для приближения пеленгуемых объектов.
Цифровой индикатор курса (Transmitting heading device). Устройство цифрового отображения курса судна. В основном устанавливаются цифровые индикаторы гирокомпасного курса, однако возможна установка и индикаторов показывающих компасный курс от магнитного компаса.
GNSS-компас (GNSS-compass). Спутниковый компас показывает истинный курс судна — курс судна относительно поверхности дна (course over ground — COG). Принцип действия компаса основан на Доплеровском сдвиге принимаемого спутникового сигнала.
GNSS — Global Navigation Satellite System — Всемирная (глобальная) Навигационная Спутниковая Система. В нее спутники систем: GPS — США, GLONASS — Россия, Galileo — Евросоюз и BeiDou — Китай.
В соответствие с Полярным Кодексом, правило 9.3.2 «Работоспособность навигационного оборудования», пункт 9.3.2.2, все суда, осуществляющие плавание севернее 80° северной широты должны быть оборудованы по крайней мере одним GNSS компасом, который должен работать от основного и аварийного источника электроэнергии.
Радиолокатор служит для предупреждения столкновения с другими судами и для навигационных целей – определения места судна по пеленгам и дистанциям береговых ориентиров, измеренных при помощи радиолокатора. Служит для наблюдения за окружающей обстановкой в соответствии с Правилом 5 МППСС-72.
САРП — Средство Автоматической Радиолокационной Прокладки (ARPA — Automatic Radar Plotting Aid). Устройство предназначено для предупреждения столкновения с другими судами и плавучими объектами. В большинстве современных радиолокаторов реализованы функции САРП и поэтому в виде отдельного прибора САРП практически не встречается.
Электронно-картографическая навигационно-информационная система – ЭКНИС (Electronic Chart Display and Information System ECDIS). Устройства электронной картографии служат для отображения навигационной карты, навигационной информации и местоположение судна по координатам приемника GPS на дисплеях. На многих судах установлены два комплекта оборудования ЭКНИС и бумажные навигационные карты отсутствуют.
Статьи о применении ЭКНИС на грузовых судах:
Резервное курсоуказание в ЭКНИС здесь
Кораблекрушение контейнеровоза «Kea Trader» здесь
Приемник спутниковой навигации (Global Positioning System – GPS). Служат для определения координат судна при помощи глобальной спутниковой системы. Отображает скорость судна относительно грунта. Пройденное расстояние. Служит для введения координат путевых точек маршрута перехода, составления маршрута перехода, передачи маршрута перехода на радиолокатор. Показывает направление и расстояние до путевых точек, отклонение от маршрута, время прихода в путевые точки.
СНО представляют собой специальные сооружения, конструкции или устройства, предназначенные для ориентирования или определения места судна в море, для ограждения каналов, фарватеров и навигационных опасностей, а также для определения маневренных элементов, производства девиационных и радиодевиационных работ, обозначения различных полигонов, районов и отдельных точек на воде.
То есть СНО являются средствами внешней коррекции места судна.
I. По месту расположения:
1) ® береговые СНО – установленные на берегу маяки, знаки, огни, башни, створы, приметные ориентиры и т.д.;
2) ® плавучие СНО – установленные на воде плавмаяки, буи, бакены, вехи и пр.;
3) ® космические СНО – используемые судоводителями для ориентировки в море небесные светила и спутниковые навигационные системы.
II. По роду техники использования:
1) ® зрительные СНО – зрительно воспринимаемые маяки, знаки, огни, створы и т.д.;
2) ® акустические СНО – устройства (колокола, сирены и пр.) излучающие звуковые сигналы;
3) ® радиотехнические СНО – специальные радиостанции, работающие в радиочастотном диапазоне, сигналы которых принимаются судовыми приемоиндикаторами.
СНО могут быть:
Ø Штатные СНО – СНО, координаты места и режим работы которых указаны в официальном навигационном пособии и нанесены на карту;
Ø Нештатные СНО – СНО, устанавливаемые временно для обеспечения решения специальных задач (координаты таких СНО и период действия указываются в извещениях мореплавателям);
Ø Обслуживаемые СНО – СНО, работа которых находится под постоянным контролем обслуживающего персонала;
Ø Необслуживаемые СНО – автоматически действующие СНО, обслуживание которых производится периодически.
Для решения задачи по обеспечению опознания различных районов побережья и навигационных определений места судна применяют метод НО «обеспечения по площади». Этот метод заключается в развитии сети зрительных, радиотехнических и звукосигнальных СНО для покрытия рабочими зонами этих средств наибольших площадей.
Зона действия любого СНО – это район моря, в пределах которого возможно измерение навигационного параметра данного СНО.
Рабочая зона СНО – та часть зоны действия, в пределах которой возможно определение места судна с заданной точностью.
Зона действия СНО ограничивается дальностью и сектором действия навигационных ориентиров.
За дальность действия навигационных ориентиров принимают:
Ø Для зрительных СНО – расчетную дальность видимости огней ночью (или самого ориентира днем) для конкретного значения коэффициента прозрачности атмосферы;
Ø Для РТСНО – дальность, объявленную в руководстве РТСНО;
Ø Для звукосигнальных установок – дальность, указанную в руководствах для плавания.
Для решения задачи обеспечения следования судна по рекомендованным курсам или фарватерам, каналам, узкостям и на акваториях портов осуществляется методом «обеспечения по направлению (маршруту)», установкой зрительных, радиотехнических и звукосигнальных СНО вдоль фарватеров и рекомендованных путей, установкой створов и секторных огней, а также указанием рекомендованных курсов, границ фарватеров, бровок каналов и зон РДС с помощью плавучих предостерегательных знаков (ППЗ).
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Калининградский государственный технический университет
«Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота»
(БГАРФ ФГБОУ ВО КГТУ)
Раздел 5. Основы лоции.
Лекция № 14 (5.2)
Тема:
Калининград
2021
Доцент кафедры судовождения, кандидат военных наук,
доцент Щавелев В.П.
1
Цель лекции. Учебные вопросы
2
Цель лекции:
— формирование конвенционных компетентностей в части,
касающейся плавучих средства навигационного оборудования
морских путей при ведении счисления с учетом ветра, приливов,
течений и рассчитанной скорости.
Учебные вопросы лекции:
1. Плавучие средства навигационного
морских путей.
2. Плавучие предостерегательные знаки.
3. Система МАМС.
оборудования
Литература
3
Основная:
1. Дмитриев В.И, Рассукованый Л. С. Навигация и лоция, навигационная
гидрометеорология, электронная картография (+CD). Учебник. – Москва:
Моркнига, 2018 . – 312 с. — ISBN: 978-5-030033-52-5.
2. Дмитриев В.И., Григорян В.Л., Катенин В.А. Навигация и лоция. Учебник
для вузов (3-е издание переработанное и дополненное)/Под общ. Ред. д.ф.т.н.,
проф. В.И. Дектярева. – М.: «Моркнига», 2009, глава 8 с. 92 – 96, глава 11, с. 155 –
165.
Первый учебный вопрос
1.
Плавучие средства навигационного
оборудования морских путей.
4
Плавучие средства навигационного оборудования
5
К плавучим средствам навигационного оборудования относятся:
— буи;
— вехи;
— плавучие маяки.
Плавучие средства навигационного оборудования устанавливаются на
якорях в заданных точках с целью:
ограждения навигационных опасностей;
обозначения осей фарватеров и рекомендованных курсов;
обозначения зон разделения движения;
обозначения бровок морских каналов и узкостей;
обозначения границ районов и зон рыболовных снастей;
обозначения кабелей, мест якорных и карантийнных стоянок.
На плавучих СНО могут устанавливаться:
— светооптические аппараты;
— радиолокационные отражатели;
— топовые фигуры;
— звукосигнальные установки;
— маркерные радиомаяки.
Данное оборудование плавучих СНО позволяет успешно их использовать в
условиях пониженной видимости.
Плавучие средства навигационного оборудования
6
Плавучие СНО должны удовлетворять следующим
основным
требованиям:
• сохранять свое штатное место, внешний вид и характеристику;
• обеспечивать требуемую дальность видимости в светлое и темное время
суток;
• легко распознаваться по окраске конуса, надстройки и виду топовой фигуры в
дневное время, а также по цвету и характеристике огня в ночное время;
• быть простыми и надежными, удобными в обслуживании и недорогими.
Классификация буев:
в зависимости от назначения, размера и источника питания:
— морские, лиманные и канальные;
— большие, средние и малые;
— электрифицированные (ацетиленовые) и несветящие.
Независимо от назначения и размеров буи имеют следующие основные
части:
— корпус;
— надстройку;
— противовес.
Буи морские
8
Буи морские большие используются в открытых районах моря и на
значительном удалении от берега, для:
ограждения навигационных опасностей;
обозначения фарватеров и рекомендованных путей;
в качестве приемных в подходных точках к каналам и фарватерам.
Буи морские средние используются в прибрежной зоне для:
ограждения навигационных опасностей;
обозначения фарватеров и каналов;
обозначения рекомендованных путей;
Буи морские средние применяются вблизи береговой черты, в закрытых
заливах , бухтах и гаванях для:
— ограждения навигационных опасностей;
— обозначения фарватеров и каналов.
Буи лиманные и канальные рассчитаны на установку в закрытых от
волнения мелководных районах (лиманах) и поэтому имеют по сравнению с
морскими буями меньшую осадку.
Буи зимние
9
Буи зимние — светящие и несветящие буи, высталяются в некоторых
районах на зимний период, обычно вместо снятого плавучего ограждения.
Особенности буя зимнего:
сигарообразная обтекаемая форма;
значительная плавучесть;
большой противовес;
гладкая поверхность.
Благодаря особенностям буй:
— оказывает малое сопротивление движению воды;
— легко занимает вертикальное положение в плавающем и мелкобитом
льду;
— позволяет ему свободно погружаться под лед при подвижках и
свободно всплывать в разводьях.
Вехи
10
Вехи бывают деревянные, металлические и пластмассовые и предназначены
для:
— ограждения каналов, фарватеров и навигационных опасностей;
— обозначения осей фарватеров, рекомендованных путей, зон разделения
движения, подходных, приемных и других точек на воде, границ районов и
полигонов.
Вехи являются в основном дневными ориентирами,
однако на них могут устанавливаться простейшие
светотехнические
устройства
или
пассивные
радиолокационные отражатели, которые позволяют
использовать их и в темное время суток.
Вехи различаются:
1) в зависимости от назначения – окраской шестов,
окраской и видом топовых фигур;
2) в зависимости от района постановки – морские,
рейдовые и бухтовые.
Рейсвехи выставляются на зиму для закрепления
мест стоянки штатного ограждения, снимаемого на
зимний период.
12
Плавучий маяк — судно специальной конструкции с характерными
надстройками и контрастной отличительной окраской, установленное на якоре в
определённом штатном месте, координаты которого точно известны.
Устанавливаются плавучие маяки в открытом море для ограждения крупных
навигационных опасностей и оборудуются светооптическими аппаратами,
радиотехническими и звукосигнальными устройствами.
Плавучий маяк
13
Все эти средства работают, как правило, синхронно.
Часто на плавучих маяках размещаются лоцманская и спасательная станции.
Тогда их называют приемными маяками и используются для указания
мореплавателям подходной к порту точки.
В некоторых мелководных прибрежных районах плавмаяки заменяют
небольшими маячными судами (ботами) для обозначения входов в каналы малых
глубин.или для ограждения
За штатное место плавучего маяка принимаются координаты точки положения
его якоря на дне. Радиус циркуляции плавмаяка на якоре не должен превышать
четырех глубин места постановки.
Положение плавучего маяка на штатном месте регулярно контролируется его
капитаном.
Если плавучий маяк не находится на своем штатном месте, то он не несет
маячного огня и не подает установленных для него как для маяка звуковых и
радиосигналов.
В этом случае он несет:
днем – два черных шара (или два красных флага);
ночью — два красных огня в носовой и кормовой части.
Плавучий маяк
14
Кроме того, на судне:
— днем — поднимается сигнал по МСС (Международному своду
сигналов) «ПЦ» – («Я не нахожусь на штатном месте»);
— ночью – зажигают одновременно красный и белый фальшфейеры не
реже чем через 15 мин.
Пока еще плавучие маяки используются в системе навигационного
оборудования морей.
В настоящее время роль и значение их несколько уменьшилось в
связи со сложностью и дороговизной эксплуатации, а также в связи с
широким развитием строительства
маяков на гидротехническом
основании.
Вид и описание плавучего (берегового) ограждения приведены в
справочниках «Огни и знаки», а также в лоциях и на навигационных
картах.
Второй учебный вопрос
2. Плавучие предостерегательные знаки.
15
Плавучие предостерегательные знаки
16
Морские
предостерегательные
плавучие
знаки
(ППЗ)
–
плавучие средства навигационного оборудования морей в виде буев
или вех, устанавливаемые на якорях в определенных местах с известными
координатами для:
ограждения морских навигационных опасностей;
обозначения систем установленных путей, морских каналов,
различных водных районов и полигонов, мест якорных стоянок,
подводных кабелей;
обозначения отдельных точек на воде и других подобных целей.
В силу специфики установки ППЗ
не могут использоваться для
надежного определения места судна, так как нет уверенности (гарантии),
что они находятся на штатном месте.
В качестве предостерегательных плавучих знаков
использоваться:
• плавучие маяки;
• маячные суда;
• освещаемые поплавки
• буи, вехи.
(ППЗ) могут
Плавучие предостерегательные знаки
18
Плавучие предостерегательные знаки в процессе эксплуатации
должны удовлетворять следующим основным требованиям:
сохранять свое штатное место, внешний вид и характеристику;
обеспечивать требуемую дальность видимости в светлое и темное
время суток;
легко распознаваться по окраске корпуса и надстройки, виду топовой
фигуры в дневное время, по цвету и характеристике огня в ночное
время;
быть простыми и надежными по конструкции, удобными для
обслуживания и недорогими по стоимости.
На точность положения ППЗ целиком полагаться нельзя, так как под
влиянием различных причин буи и вехи могут быть снесены со своего
штатного места.
Мореплавателям следует всегда помнить о деталях постановки
ППЗ, при любой возможности проверять их положения и о всех
расхождениях с картой, сообщать начальникам портов и местным органам
УНиО МО.
Третий учебный вопрос
3. Система МАМС.
19
Система МАМС
20
Система МАМС — единая система ограждения навигационных
опасностей плавучими знаками, принята на конференции Международной
ассоциации маячных служб (МАМС) в 1980 году.
Система ограждения МАМС включает шесть типов знаков:
латеральные знаки;
кардинальные знаки;
знаки, ограждающие отдельные опасности;
знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера (канала) и
середину прохода (осевые или знаки чистой воды);
знаки специального назначения;
аварийные знаки для обозначения затонувшего судна.
Система МАМС предусматривает деление Мирового океана на два
региона (по принципу использования красного и зеленого цветов для
ограждения сторон фарватера латеральными знаками) (рис. 1):
— регион А;
— регион Б.
Система МАМС
Рисунок 1 – Границы регионов системы МАМС
21
Перечень стран , объявивших о переходе на систему
ограждения МАМС
22
Регион А.
Австралия, Бельгия, Великобритания, Габон, Греция, Дания, Индия,
Индонезия, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Камерун, Кения,
КНР, Малайзия, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Папуа Новая Гвинея, Польша, Румыния, Саудовская Аравия , РФ, Судан, Сян-ган
( Гонконг ), Таиланд, Финляндия, Франция ( включая владения Реюньон,
Новая Каледония и Французская Полинезия), ФРГ, Эфиопия, ЮжноАфриканская Республика.
Регион Б.
Аргентина, Барбадос, Бразилия, Венесуэла, Канада, Куба, Мексика,
Перу, США, Французские владения ( Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Сен Пьер и Микелон ), Чили, Эквадор, Южная Корея, Япония.
Система МАМС
23
Регион А
Красный
цвет
окраски
плавучих
предостерегательных
знаков (ППЗ) с левой стороны
фарватера.
Регион Б
Зеленый цвет окраски (ППЗ)
с левой стороны фарватера.
Направление фарватера считается с моря для региона А и для региона Б.
В отдельных случаях направление фарватера оговаривается специально.
Латеральные знаки, используемые в регионах А и Б, отличаются друг от друга
цветом и формой.
Остальные четыре типа знаков являются общими для региона А и для региона Б.
Система МАМС
Указатель сторон фарватера
24
для Региона А
Наносится на МНК в местах, где направление фарватера «с моря» определить
затруднительно.
Система А – комбинированная кардинально-латеральная система
плавучего ограждения.
Латеральная система типа А («красный слева»):
левая сторона:
знаки красного цвета, бакены цилиндрической
(прямоугольной) формы;
правая сторона: знаки белого, чёрного или зелёного цвета, бакены
конусной (треугольной) формы.
Используется в Европе, в том числе и в России, в Австралии, частично
в Африке, преимущественно в Азии, за исключением Филиппин, Кореи и
Японии.
Система МАМС
25
Латеральная система – система ограждения каналов и фарватеров
при которой положение опасности и ограждающего её знака определяется
относительно пути следования судна, идущего по фарватеру, каналу.
Система навигационного оборудования плавучими
предостерегательными знаками
(Система МАМС. Регион А).
Латеральными знаки:
26
Правая сторона
Окраска: зеленая; обозначение на картах – зл
Форма: буи сигарообразные, столбовидные или вехи
Топовая фигура: зеленый конус вершиной вверх
Огонь: цвет – Зл, характер – Пр 3с
27
Левая сторона
Окраска: красная, обозначение на картах — к
Форма: буи сигарообразные, столбовидные или вехи
Топовая фигура: красный цилиндр
Огонь: цвет – Кр, характер – Пр3с
28
В
местах
разделения
фарватеров, ведущих с моря,
могут
выставляться
видоизмененные латеральные
знаки,
указывающие
основной
(предпочтительный)
фарватер.
Окраска: красная с широкой зеленой
горизонтальной полосой, обозначение на
картах — кзлк
Форма: буи сигарообразные, столбовидные
или вехи
Топовая фигура: красный цилиндр
Огонь: цвет – Кр, характер – Пр (2+1) 9с
29
Окраска: зеленая с широкой красной горизонтальной полосой, обозначение
на картах — злкзл
Форма: буи сигарообразные, столбовидные или вехи
Топовая фигура: зеленый конус вершиной в верх
Огонь: цвет – Зл, характер – Пр (2+1) 9с
30
Кардинальная
система – система
ограждения, при которой
взаимное расположение
опасности (района) и
ограждающего её знака
определяется
относительно четырех
главных направлений.
Например: северный буи выставляется к северу от
опасности и указывает: «Проходи к северу от меня»
Кардинальные
знаки показывают, с
какой
стороны
надо
обходить ограждаемую
опасность относительно
сторон
света.
Выставляются в одном,
нескольких или во всех
секторах от опасности
(относительно
сторон
света).
31
Северный буй (веха) – выставляется между румбами NW и NE.
Окраска: сверху чёрная, снизу жёлтая.
Топовая фигура; два конуса вершинами.
Характер огня: без пауз три проблесковых, три быстропроблесковых.
Восточный буй (веха) — выставляется между румбами NE и SE от опасности.
Окраска: сверху и снизу чёрная, посередине жёлтая.
Топовая фигура: два конуса основаниями друг к другу.
Характер огня: три проблесковых, пауза 10 сек, три быстропроблесковых пауза 5
сек.
Южный буй (веха)– выставляется между румбами SE и SW.
Окраска: сверху жёлтая, снизу чёрная.
Топовая фигура: два конуса вершинами вниз.
Характер огня: шесть проблесковых, длинный постоянный, пауза 15 секунд,
шесть быстропроблесковых, длинный постоянный, пауза 10 секунд.
Западный буй (веха) – выставляются между румбами SW и NW.
Окраска: сверху и снизу жёлтая, посередине чёрная.
Топовая фигура: два конуса вершинами вместе.
Характер
огня:
девять
проблесковых,
пауза
15
секунд,
быстропроблесковых, пауза 10 секунд.
девять
32
Знаки ограждающие
размеров.
отдельные
опасности
незначительных
Выставляются непосредственно над опасностью. При этом естественные и
искусственные опасности ограждаются одинаково.
Например: затонувшее судно и отличительная глубина. Эти знаки можно
обходить с любой стороны.
33
Окраска буя – черные с широкой красной горизонтальной полосой, вехи –
черные и красные горизонтальные полосы; обозначение на картах –чкч
Форма –Буи сигарообразные, столбовидные или вехи
Топовая фигура – два черных шара один над другим
Огонь: цвет – Бл, характер – Пр (2) 5с.
Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров, могут
быть обойдены с любой стороны.
Знаки, обозначающие начальные
точки, ось фарватера (канала) и
середину прохода:
Указывают,
что
вокруг
них
судоходный район.
34
Знаки специального ограждения:
Служат для обозначения или ограждения специальных объектов:
· полигонов боевой подготовки;
· подводных кабелей и трубопроводов;
· районов сбора океанографических сведении;
· районов свалки грунта, боезапаса и т.д.
Окраска – желтая; обозначение на
картах – ж
Форма – любые буи, принятые в
Системе МАМС, бочки или вехи
Топовая фигура – желтый косой
крест
Огонь: цвет – Жл, характер – Пр
5с
Комбинированная
кардинально-латеральная
комбинированная
кардинально-латеральная
системасистема
плавучего
ограждения
плавучего
ограждения
35
построена на следующих принципах
число плавучих знаков ограждения ограничено необходимым
минимумом;
обеспечивается легкое и надежное опознание знаков в ночное время
по цвету и характеру огня без секундомера;
зеленые и красные огни имеют только латеральные знаки, при этом
они могут иметь любые характеристики;
кардинальные знаки несут белые огни, характеристики которых резко
отличаются друг от друга;
в дневное время знаки опознаются по расцветке, форме и топовым
фигурам;
затонувшие суда ограждаются кардинальными или латеральными
знаками, как и все другие навигационные опасности.
По этой системе ограждаются:
— стороны фарватеров, каналов проходов;
— естественные навигационные опасности и подводные препятствия;
— районы и объекты, важные для мореплавания;
— новые опасности.
Новые опасности
36
Термин «новая опасность» применяется:
— к впервые обнаруженным опасностям, еще не показанным на картах, не
описанных в руководствах для плавания и не объявленным в извещении
мореплавателям.
К новым опасностям относятся естественные или искусственные
препятствия (скалы, банки, затонувшие суда и т.п.).
Новые опасности ограждаются кардинальными или латеральными знаками с
их штатными характеристиками огней.
При ограждении новых опасностей, представляющих собой серьезную угрозу
мореплаванию, хотя бы один из ограждающих знаков дублируется. Дублирующий
знак может быть оборудован радиолокационным маяком-ответчиком с
опознавательным сигналом «Д» (- · ·). Дублирующий знак может быть снят после
того, как информация об опасности будет достаточно надежна, доведена до
мореплавателей.
Необходимо помнить, что плавучие СНО предупреждают мореплавателя о
наличии опасности, запрещают движение в ее сторону и указывают безопасный
путь.
Поскольку плавучие предостерегательные знаки могут быть сорваны со своих
штатных мест, использовать их для определения места — запрещается. Все
сведения о плавучих предостерегательных знаках приводятся на морских картах.
Задание на самостоятельную работу
33
1. Изучить материал лекции и законспектировать.
2. Контрольные вопросы:
1. Перечислите плавучие средства навигационного
оборудования морских путей.
2. Что плавучие предостерегательные знаки?
3. Какие латеральные знаки вызнаете (Регион А)?
4. Перечислите кардинальные знаки (Регион А).
5. Дайте понятие термина «Новая опасность».
6.
Дайте
характеристику
знакам
специального
назначения.
7. Расскажите о знаках ограждающих опасности
незначительных размеров.
Оборудование для навигация и связи
МАРКО Лтд. осуществляет поставки оборудования для связи и навигации от ведущих производителей: Yokogawa, Samyung, Jotron, Mcmurdo, Furuno, Thrane & Thrane и др. На выбор доступна следующая продукция:
Важность безопасной морской навигации и навигационного оборудования на судне сложно переоценить. Эффективное определение координат, курса и избежание столкновений важно не только для экипажа судна, но и для мировой экономики, т.к. 80% всех грузоперевозок в мире осуществляется морским транспортом. Поэтому бесперебойная радиосвязь играет первостепенное значение.
В 70-х годах XX в. на орбите появились спутники международной системы «КОСПАС/SARSAT» — космической системы обнаружения терпящих бедствие. Принцип действия системы заключается в пеленгазии аварийного буя спутниками, а далее информация передается в центры поисково-спасательных служб.
В дополнение, Международной морской организацией (ИМО) и Международным Союзом Электросвязи (МСЭ) внедрена глобальная автоматическая система опознавания (AIS). Такие системы AIS используются на всех судах, которые совершают международные рейсы в обязательном порядке, что способствует обеспечению безопасности и контроля судоходства во всем мире.
Глобальная морская система для случаев бедствия и обеспечения безопасности (ГМСББ) использует технологии наземной и спутниковой связи на борту и на берегу. В случае бедствия и чрезвычайной ситуации система передает сигналы оповещения напрямую службам спасения на берегу, а также судам, находящимся близко к месту бедствия для оказания необходимой помощи.
Проект на карте
Сроки реализации проекта: 2022г. – 2024г.
Генеральный подрядчик: АООО «КККС»
Цели и задачи:
Морской перегрузочный комплекс СПГ предназначен для обеспечения перегрузки сжиженного природного газа, доставляемого с северных месторождений Российской Федерации по Северному морскому пути судами-газовозами ледового класса в бухту Бечевинская Камчатского края с последующим перегрузом через специальные плавучие хранилища газа на суда-газовозы без ледового усиления для дальнейшей транспортировки СПГ потребителям Азиатско-тихоокенского региона.
Ввод объекта позволит значительно увеличить объем перевозок углеводородов на Северном морском пути. Проектный объем перевалки через новый комплекс составит до 21 млн тонн в год.
Создание морского перегрузочного комплекса СПГ позволит сократить маршрут, и как следствие, сократить количество судов-газовозов ледового класса, необходимых для обеспечения объемов поставок СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна.
Состав основных работ:
«Строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае».
В настоящее время на объекте завершены работы по этапу 1.1 и получено разрешение объекта на ввод в эксплуатацию, где были выполнены работы:
В рамках этапа 1.2 предусматривается строительство:
Ознакомиться со всеми фото материалами проекта вы можете на странице галереи.
Маяк — навигационный ориентир, представляющий сооружение в виде башни, ажурной вышки или пирамиды, снабженной оптическим аппаратом и источником света, хорошо видимый с моря. Маячная башня имеет прочную конструкцию отличительной формы и окраски.
Маячные башни (рис. 124) бывают цилиндрические, конические, призматические, пирамидальные, ажурные и различной смешанной конструкции.
При маяках обычно находится обслуживающий их личный состав. Многие маяки имеют средства туманной сигнализации и одновременно могут служить радиомаяками. Маяки имеют значительную географическую дальность видимости.
По своему местоположению маяки подразделяются на береговые, морские и плавучие, а по назначению бывают приемными, указательными и опознавательными, поворотными, предостерегательными и створными.
Береговые маяки устанавливают на высоких, выдвинутых и хорошо видимых с моря оконечностях берегов (мысах).
Морские маяки возводят вдали от берега в открытом море на естественном (островах) или искусственном основаниях.
При ясной атмосфере огонь маяков может быть виден на больших расстояниях, а при неблагоприятных метеорологических условиях на меньших расстояниях.
Исходя из многих соображений в настоящее время стремятся располагать маяки на высоте не более 100 м над уровнем моря.
К современным маякам предъявляются следующие основные требования: видимость должна быть хорошей днем и ночью, что достигается высотой, формой и окраской башни, светосилой оптического аппарата; местонахождение маяка должно быть точно нанесено на карту; маячный аппарат должен быть таким, чтобы исключалась возможность принятия огня маяка за случайный береговой огонь; маяки, имеющие одну и ту же характеристику, не должны устанавливаться друг от друга ближе чем на 80 миль.
На современном этапе к маячным источникам света относятся: электрические, ацетиленовые, газосветные и лазерные.
В настоящее время ввиду создания новых образцов ламп накаливания, обладающих огромной силой света, электрические источники света постепенно вытесняют другие.
В световой аппаратуре маяков и знаков обычно используется огонь белого цвета. Применяется также оранжевый, красный, реже — зеленый и совсем редко — синий цвет огня.
У огней различают географическую и оптическую дальности видимости; оптическая дальность видимости зависит от силы света.
Днем маяки и знаки распознаются по внешнему виду и окраске, а ночью — по характеристике огня.
Огни, начиная с проблескового, являются периодически и поэтому исключают возможность принятия этих огней за случайные. Период действия каждого огня можно проверить секундомером.
Периодом освещения называется время, в течение которого система проходит весь цикл присущих ей изменений, или промежуток времени, по истечении которого характер огня повторяется в той же последовательности.
В ночное время секторы (углы) освещения огней служат для указания фарватеров, а также опасных в навигационном отношении районов. Секторы создаются специальными щитами или светофильтрами, которыми оборудуются оптические аппараты маяков и огней.
Огни (светящиеся знаки) — сооружения капитальной конструкции — ажурные металлические или деревянные фермы, снабженные светотехническим устройством, действующие автоматически без постоянного обслуживания личным составом. Видимость огней ночью может достигать 15 миль.
Навигационный знак — сооружение более легкой конструкции, чем маяк, оборудованное светотехническим устройством, действующим автоматически. Навигационные знаки как и маяки, бывают
различной формы и сооружаются из камня, кирпича, бетона, железобетона, металла и дерева. Иногда на скалистых берегах, особенно в шхерных районах, вместо навигационных знаков накрашивают отличительные пятна. Пятна наносят на камни, скалы, отдельные большие валуны и т. п. белой, черной или красной краской, которая хорошо приметна на подходе.
Дальность видимости огней навигационных знаков — до 15 миль. Навигационные знаки могут быть светящие и несветящие.
Створы навигационные — система нескольких, соответственно расположенных на берегу маяков, навигационных знаков или огней, предназначенная для обозначения узкой зоны (полосы или сектора), безопасной для плавания.
Створы подразделяются на линейные, прицельные, щелевые и перспективные.
Створы а — линейные (светящие и неевстящие); б — прицельные (светящие и нссветящне); в — щелевые (светящие и несветящие); г — перспективный
Линейный створ — система двух или трех знаков (огней), ось симметрии которых расположена на одной линии, направление которой совпадает с заданным направлением (осью фарватера).
Прицельный и щелевой створы — система из трех знаков (огней), расположенных в вершинах равнобедренного треугольника, так что высота треугольника совмещается с заданным направлением (осью фарватера). Прицельный створ обеспечивает плавание по заданному направлению в пределах узкой полосы, а щелевой створ — в пределах узкого сектора, симметричных относительно оси фарватера.
Перспективный створ — система нескольких пар знаков (огней), расположенных через равные промежутки таким образом, что ось симметрии всей системы совпадает с заданным направлением (осью фарватера).
Радиомаяки — передающие радиостанции, служащие ориентирами при определении места или отдельной линии положения судна. В соответствии с их назначением передающие устройства, несущие регулярную радиомаячную службу, устанавливаются в пунктах, координаты которых точно известны.
По характеру устройства излучающей системы (антенны) радиомаяки делятся на:
1. Радиомаяки кругового излучения, предназначенные для определения места судна с помощью судового радиопеленгатора. Радиомаяки кругового излучения объединяются в группы и обычно работают на одной частоте по расписанию.
2. Радиомаяки направленного излучения, служащие для ориентировки судоводителям на судах, не имеющих радиопеленгатора.
3. Всенаправленные радиомаяки с круговым перемещением диаграммы направленности. К таким радиомаякам относятся радиомаяки ВРМ-5, «Консол». Прием сигналов радиомаяка производится на обычный судовой приемник с вертикальной антенной. Дальность действия данных радиомаяков превышает дальность действия радиомаяков на правленного излучения.
Сведения о работе радиомаяков каждой группы судоводитель может найти в руководстве «Радиотехнические средства навигационного оборудования».
Береговые РЛС позволяют централизованно осуществлять оперативное управление движением судов в зоне действия станции. С помощью береговых РЛС можно просматривать всю акваторию порта, подходы к нему в любое время суток независимо от условий видимости и погоды. Отечественная БРС «Раскат», обладающая высокими техническими характеристиками, уже много лет несет лоцманскую службу во многих наших портах.