Настройка звука в машине – процесс сложный. Быстро добиться идеального качества звучания может только опытный специалист по акустике. Однако, при желании и достаточном количестве времени, справится и новичок. Корректная настройка подразумевает такой баланс, при котором определить место расположения динамиков невозможно. Звук полностью заполняет машину, рождаясь, словно, из воздуха.
Если говорить просто, настройка музыки в автомобиле подразумевает равномерное звучание передней и задней акустики. Если динамики имеются и по сторонам машины, они также должны участвовать в финальном балансе. Настройщик регулирует опции эквалайзера, добиваясь идеальной коррекции фильтрами и дополнительными параметрами. При этом, настройка звука зависит от того, стоит ли в автомобиле сабвуфер.
Сабвуфер или, просто, саб – это акустическая система, задача которой — преобразование низкочастотных звуковых волн. Саб придает им достаточный объем и специфический резонанс. Те самые «туц-туц-туц» из окон пролетающих тачек, от которых взвывает сигнализация и дребезжат стекла, как раз, формируют сабвуферы. С их помощью тяжелые басы и мощные спецэффекты проявляются во всей красе. Правда, и от особо ретивых соседей можно быстро получить ответ на вопрос: «Можно ли громко слушать музыку в авто» в особо красочных выражениях и не только. Но речь не об этом.
С сабом настройка музыки в машине подразумевает дополнительные действия по его установке. Без сабвуфера – задача немного упрощается. Также, возможна настройка звука в авто с помощью смартфона. Предлагаем разобрать все три варианта!
- Настройка звука в машине без саба
- Настройка звука с сабом
- Настройка звука в машине через телефон
- Что такое эквалайзер и как им пользоваться
- Что такое полосы эквалайзера и для чего они нужны
- Что делает эквалайзер?
- Разновидности эквалайзеров
- Видео настройки эквалайзера для идеального звука
- Варианты настройки для разных видов устройств
- Оптимальная настройка эквалайзера в машине для лучшего звука
- Настройка эквалайзера для беспроводных наушников
- Как правильно настроить эквалайзер на телефоне (Android и iOS)
- Настройка на телевизоре
- Настройка эквалайзера на компьютере и ноутбуке под Windows 7, 8 и 10
- Настройка в Windows
- Настройка в плеере AIMP
- Настройка драйвера Realtek HD Audio
- Ручные настройки и пресеты для эквалайзера под разное звучание
- Объёмный звук
- Настройка для игр (CS GO, PUBG, Escape from Tarkov)
- Акустические условия
- А нужен ли сабвуфер?
- Выбор сабвуферного звена
- Проблемы «заднего баса»
- Фильтр высоких частот
- Фильтр низких частот (сабвуфер)
- Настройка радио
- Выключение режима Demo
- Заключение
- Как легко настроить автозвук. Метод для чайников
- Настройка музыки в автомобиле легко своими руками
Настройка звука в машине без саба
Настройка музыки в автомобиле без саба – это регулировка штатной акустической системы, играющей от автомагнитолы. То есть, без отдельных усилителей и прочих агрегатов, превращающих салон машины в концертный зал.
Объяснять будем максимально просто, поскольку, если углубляться в дебри, придется раскрывать каждый термин, а на это и книги не хватит. Статья предназначена для новичков, именно их мы и хотим научить выполнять базовую настройку музыки в авто.
Итак, начнем разбирать, как правильно настроить музыку в машине. Для этого понадобится сделать настройку эквалайзера, фильтров высоких и низких частот и тонкомпенсации.
Чтобы понять, как правильно настроить звук на магнитоле, подготовьте тестовые треки. Те песни, которые намерены слушать, причем, желательно взять что-нибудь из рока (музыку с богатым акустическим наполнением):
Готово. С кресла водителя прислушайтесь к музыке, постарайтесь определить, откуда она идет. Должно складываться ощущение, что весь звук сконцентрирован в районе лобового стекла, при этом, он выходит не из динамиков. А сидящие сзади, вообще, не должны ощущать какого-либо перевеса.
Настройка звука с сабом
Продолжим изучать, как правильно настроить звук в машине, далее на очереди инструкция для акустических систем с сабом.
По сути, тут все также, но добавляется дополнительная настройка фильтров частот и уровня мощности на самом сабвуфере. Первым делом, вы должны согласовать сигналы автомагнитолы и усилителя, чтобы они слаженно работали в тандеме.
Настройка звука в машине с сабом не заканчивается на этапе выкручивания кнопок и ручек. Система должна «спеться» и «разыграться», а на этот процесс может уйти до 2 месяцев. Весь этот период прислушивайтесь к своей акустике, и, при необходимости, выполняйте подстройку.
Настройка звука в машине через телефон
Программ для настройки звука в автомобиле много, но хороших среди них – единицы. Они умеют корректировать звуковые параметры, тестировать сабвуферы, динамики, включают расширенный эквалайзер, дополняют звук различными эффектами: стерео, усиление баса, виртуализатор, визуализатор и т.д.
Вот перечень лучших приложений для настройки музыки в авто, согласно рейтинга Play Market:
Общий принцип действий всех утилит един:
Отдельные утилиты имеют свои плюшки, вроде фильтров на музыку (квартира, танцы, классика, фолк, нормальный и т.д.), виртуализатора и других параметров. Советуем протестировать разные варианты и найти свой самый-самый.
С помощью таких утилит вы сможете настроить в машине модулятор, чтобы слушать музыку с телефона, как по радио. Это такое устройство, которое преобразовывает цифровой сигнал в радиоволновой. Как правило подобные FM-адаптеры приобретают для стареньких магнитол, у которых нет ни Bluetooth модуля, ни USB-порта. Соответственно, эквалайзер у такой аудиосистемы тоже скудный. Зато подключив модулятор, сможете выполнить качественную настройку, буквально, в два клика.
Наша статья подходит к завершению.
Давайте подведем итоги. Автомобильная акустика не имеет ничего общего с домашней. Тут нет, как таковых колонок, а динамики установлены по принципу «где нашлось место». Роль акустического оформления играют детали конструкции машины. Однако, это не значит, что здесь нельзя создать идеальную аудиосистему. Если выполнить корректную настройку эквалайзера и других параметров в машине для лучшего звука, руководствуясь, хотя бы инструкциями из нашей статьи, поверьте, разница ощутится. Даже если вы не меломан с идеальным слухом.
И все же, если желаете добиться звуковой сцены, действительно, высокого класса, приготовьтесь к немалым вложениям. Тут недостаточно просто купить усилители с сабом и правильно выполнить настройку. Придется потратиться на эффективную вибро и шумоизоляцию, заменить штатные динамики, выполнить апгрейд головной аудиосистемы (штатной) или же заменить ее полностью. Как видите, задача не из легких, и, уж точно, не из дешевых. Даже самый приблизительный подсчет на глаз выбивается за пределы трехсот тысяч рэ.
Но ведь не всем в машине нужна именно профессиональная аппаратура, не так ли? Для начала, разберитесь, как выполнять настройку музыки в автомобиле, с сабом или без, на основе имеющихся штатных средств. Покатайтесь так, научитесь чувствовать звук, а дальше – время покажет! И помните, все хорошо, что в меру. Наша статья уж точно не для последователей долбокасты «Территория децибела» или «Dolbit normal’no». Надеемся, никого не обидели. Всем пока!
Правильно подобранные параметры эквалайзера подарят реалистичный и насыщенный звук при прослушивании музыки любого жанра. Настройки эквалайзера для идеального звука заключаются в выборе готового пресета и его дальнейшей ручной корректировке. Вроде ничего сложного, но подобрать оптимальные значения для человека без музыкального образования и слуха сложно, процесс длится часами. Важно учитывать музыкальный жанр, под который подстраиваетесь, особенности воспроизведения конкретного устройства, восприятия человека и окружающую обстановку.
Что такое эквалайзер и как им пользоваться
Эквалайзер (реже – темброблок, применимо для устройства) – приложение или прибор для избирательной корректировки амплитуды сигнала в зависимости от его частотных характеристик. Если проще, принцип работы эквалайзеров заключается в тонком управлении частотами аудиосигнала путём усиления или ослабления в определённых диапазонах. Различают усиливающие, ослабляющие и комбинированные (к ним относятся все современные решения) программы и плагины для работы с частотными характеристиками звуковых сигналов.
Аппаратные эквалайзеры применяются преимущественно на этапе звукозаписи профессиональными звукозаписывающими студиями. Оборудование придаёт звучанию характера, выделяют голос вокалиста или звучание конкретного инструмента в нужные моменты. Программные решения используются любителями и меломанами уже на этапе сведения трека и придания композициям специфичного звучания, во время прослушивания музыки.
При правильной конфигурации программа улучшит акустику в звуковом пространстве, где находится слушатель. Простейший пример эксплуатации эквалайзера: выбор шаблона, подходящего под прослушиваемый музыкальный стиль, и ручная корректировка – усиление (ослабление) звука в определённых частотных диапазонах. Именно диапазонах, а не конкретных частотах. Графический эквалайзер (graphic equalizer), например, регулирует не отдельную частоту (30, 125, 500 Гц), а диапазон вокруг указанной частоты, например, 30±10 Гц. Для высоких частот (ВЧ) он расширяется до сотен и даже тысяч герц в зависимости от количества полос.
Здесь придётся больше полагаться на слух и интуицию. Ради экспериментов ползунки лучше не трогать, преднастройки создавались профессионалами, и добиться лучшего звучания получится вряд ли. Скорее всего, наоборот, естественность композиции будет потеряна, кроме случаев внесения коррективов (опустить или поднять ползунок на пару позиций) под свой вкус и акустику.
Что такое полосы эквалайзера и для чего они нужны
При настройке учитывайте это. Для улучшения звучания больше сосредотачивайтесь на НЧ звуке.
От количества полос (иногда графические эквалайзеры выполняют в виде «крутилок») частотных диапазонов зависит точность и тонкость настройки звука. По идее, применение 16-полосного эквалайзера целесообразнее 6-полосного при условии умелого использования, но первый сложен в настройке. Придётся дольше подбирать оптимальные для своего слуха значения.
Что делает эквалайзер?
Эквалайзер повышает или понижает амплитуду (громкость) акустических колебаний в отдельных диапазонах частот. Усиление звука ниже 70 Гц насыщает звук, в диапазоне 175-250 Гц – вызывает гул, уровень которого зависит от степени усиления.
На 80-250 Гц – звучит человеческий голос, женский обладает повышенной частотой – 160-250 Гц, мужской – пониженной – 80-150 Гц. Учитывайте это, если нужно подчеркнуть голос вокалиста или сделать разборчивой речь при некачественной записи либо на дешёвом устройстве воспроизведения. Для улучшения звучания низких частот (до 300 Гц) и используется сабвуфер.
Разновидности эквалайзеров
Эквалайзеры разделяются на графические и параметрические. Реализуются аппаратным либо программным путём. Оснащены слайдерами для усиления и ослабления громкости в каждом частотном диапазоне. Положение регуляторов отображает амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) устройства или приложения в графическом виде. В зависимости от сферы эксплуатации представлены разным числом полос: для меломанов 6-18, для профессиональных сфер – 25-31 полосу на канал. Самая низкая и высокая частоты представлены потолочными фильтрами.
Параметрический эквалайзер даёт ещё больше функций. Регулирует три параметра: рабочая частота, коэффициент усиления или ослабления, добротность независимо друг от друга. Диапазоны изменения параметров достигают 1000 крат (для добротности в некоторых профессиональных устройствах).
В цифровых устройствах обработка производится математическими методами, аналоговые вносят в звучание больше изменений, но звук становится живым, реалистичным.
Видео настройки эквалайзера для идеального звука
Предлагаем наглядно познакомиться с настройкой эквалайзера на Android смартфоне благодаря видеоролику, но это только пример. Многое зависит от композиции, качества динамиков или наушников, настройки звука на телефоне, где трек воспроизводится, особенностей восприятия и предпочтений меломана. Реально обойтись без второго устройства и анализатора спектра. Из-за индивидуальной спектральной чувствительности слухового аппарата человека настраивать эквалайзер следует на слух.
Варианты настройки для разных видов устройств
Корректирующая эквализация уникальна для каждого устройства воспроизведения звука и человека. Копировать чужие настройки можно, но их придётся адаптировать под себя.
Оптимальная настройка эквалайзера в машине для лучшего звука
С точки зрения акустики, салон автомобиля – плохое место для прослушивания качественной музыки. И проблема заключается не только в стоимости используемого оборудования.
Звук, исходящий из колонок в салоне авто, зависит от десятков факторов, в том числе материала обивки сидений и салона, частично поглощающего и отражающего акустические волны. В итоге бас глушат низкочастотные посторонние шумы, ВЧ и НЧ получают пиковые значения по причине вибрации твёрдых материалов в авто (пластик, металл). Посредством эквалайзера необходимо «срезать» эти пики на ВЧ и НЧ, компенсировать недостаток средних – сделать слышимым широкий частотный диапазон.
Регулировка на автомагнитолах различных производителей автомобилей (Киа, БМВ, Рено) схожа: выполняется «крутилками» или кнопками вверх-вниз и заключается в устранении пиков и компенсации срезов в нужных диапазонах. Небольшое количество полос упрощает настройку и ускоряет её. К автомагнитолам под управлением Андроид подключаются телефоны для воспроизведения музыки из их памяти. Как настроить эквалайзер на Android – парой разделов ниже.
Не ожидайте чуда от недорогой магнитолы, часами пытаясь добиться кристально чистого звучания. От посторонних шумов подобное решение не защитит. Даже распространённые магнитолы Pioneer оснащаются преимущественно 5-полосным EQ.
Настройка эквалайзера для беспроводных наушников
Конфигурирование эквалайзера на беспроводных наушниках с интерфейсом Блютуз заключается в выстраивании диаграммы, отзеркаливающей амплитудо-частотную характеристику устройства. Находится в технической документации, на официальном сайте производителя оборудования, на специализированном форуме.
Идеальным считается звучание при ровной горизонтальной АЧХ, но её сложно добиться. После отражения доведите параметры до идеала, поочерёдно перетаскивая каждый бегунок на позицию вниз или вверх, пока звучание не удовлетворит. Параметры сохраняются в отдельный шаблон, большинство приложений это умеют.
Достаточно приближенного, а не идеального, отражения АЧХ с её последующей корректировкой.
Из следующей АЧХ видно передний фронт басов на низких частотах, проседание диаграммы на средних, завышение на ВЧ и стремительное падение, начиная с 10 кГц, всё значительнее с повышением частоты.
Близкой к идеалу будет следующая схема (на примере плеера АИМП): снижение басов, усиление СЧ, срез пиков на ВЧ и резкое повышение амплитуды после 11 кГц.
эквалайзер плеера АИМП
Как правильно настроить эквалайзер на телефоне (Android и iOS)
На устаревших моделях смартфонов эквалайзер может отсутствовать. Находится в настройках звучания или проигрывателе Google Music. Большинство продвинутых плееров оснащаются собственными инструментами с пресетами для улучшения качества звучания.
настройка эквалайзера в телефоне
В большинстве моделей есть дополнительные звуковые эффекты, отключите их и проверьте звук. В Play Market масса программных эквалайзеров: EQ Music Player, Equalizer FULL, Equalizer FX, например, умеет придавать звуку виртуального объёмного звучания и сохранять профили с настройками.
Эквалайзер Айфонов предлагает привычные преднастройки без ручного изменения значения ползунков. Проблема решается за счёт сторонних приложений, например, Studio Music Player, Soundly.
Настройка эквалайзера на iOS
Настройка на телевизоре
Корректировка звучания на телевизоре мало отличается от настройки эквалайзера на мобильном устройстве или ПК. Место расположения EQ и его функциональность зависят от модели и прошивки телевизора. На старых устройствах отсутствует, вместо него предлагаются режимы звука вроде: кино, музыка, спорт, голосовой фильтр и иные технологии обработки аудиосигнала. Процесс заключается в выборе готового шаблона и его ручной доработке при необходимости. Последнее доступно не всегда.
Настройка эквалайзера на телевизоре
Настройка эквалайзера на компьютере и ноутбуке под Windows 7, 8 и 10
Компьютеры и ноутбуки воспроизводят звук через разнообразные колонки, динамики и наушники с отличающимся звучанием. Часто настраивать эквалайзер придётся отдельно для встроенных динамиков, колонок, акустики и наушников. Для каждого устройства целесообразно сохранить пресет.
Настройка в Windows
В Windows 10 присутствует встроенный эквалайзер, но он спрятан от начинающего пользователя. По этой причине люди прибегают к настройкам звучания в драйверах аудиокарты, проигрывателях и устанавливают посторонние приложения.
настройка параметров звука
свойства воспроизводящего звук устройства
дополнительные свойства устройства
выберите нужный пресет
собственный шаблон эквалайзера
Настройка в плеере AIMP
Рассмотрим на примере классического музыкального плеера AIMP v4.6.
Менеджер звуковых эффектов в AIMP
Шкала справа предназначена для изменения уровня усиления на всём спектре.
Готовый пресет сохраняется кликом по треугольнику возле кнопки «Преднастройки». Здесь включается функция автоматической подстройки звучания к жанру проигрываемой композиции, но автоматика периодически сбоит.
Настройка драйвера Realtek HD Audio
Большинство компьютеров оснащается звуковым адаптером Realtek HD. Его драйвер поставляется с диспетчером для управления звучанием. Если такого нет, загрузите и установите свежий драйвер с официального сайта компании.
включение графического эквалайзера
Появится 10-полосный эквалайзер со знакомыми вертикальными ползунками.
Драйвер хранит профили, адаптированные для прослушивания музыки в распространённых обстановках: жилая комната, гостиная, каменные стены, обитое войлоком помещение. Диспетчер поддерживает до 4 шаблонов с настройками звучания, переключаются кликом по кнопкам A, B, C и D.
Функция подавления вокала работает слабо и не оказывает заметное влияет на звучание композиции. Станет полезной при прослушивании лекций и семинаров в низком качестве. Продвинутое подавление голоса ищите в AIMP во вкладке «Звуковые эффекты».
Помните, что эффекты от эквалайзеров (встроенный в Windows, Realtek и проигрывателе) накладываются друг на друга. Два из них лучше отключить. В данном случае это 18-полосный эквалайзер AIMP.
Ручные настройки и пресеты для эквалайзера под разное звучание
Как драйверы звуковых плат, так и проигрыватели хранят готовые преднастройки, адаптированные под прослушивание музыки определённых жанров. Рекомендуется использовать их, предварительно адаптируя под себя (различная спектральная чувствительность органов слуха, устройства воспроизведения, предпочтения меломана и т.д.). Выше рассказано, как работать с шаблонами, редактировать под себя и сохранять.
Для подкручивания басов можно усилить частоты до 250 Гц вручную либо выбрать соответствующую настройку «Full Bass» или «Бас» в AIMP и драйвере Realtek HD. В иных проигрывателях пункт носит схожее название. Также попробуйте «Full Bass & Treble».
настройка на усиление басов
Объёмный звук
В диспетчере Realtek HD предусмотрена опция виртуального объёмного звука во вкладке «Конфигурация динамиков».
виртуальный объёмный звук
Аналогичная опция встроена в Виндовс – Windows Sonic. Для активации вызовите контекстное меню иконки динамика в трее, подведите курсор к пункту «Пространственный звук (Выключить)» и выберите «Windows Sonic для наушников». При поддержке акустики в перечне появится вариант «Dolby Atmos для наушников»
включить пространственный звук
Альтернативный путь решения проблемы.
выбрать формат пространственного звука
Иногда для задействования настроек нужно перезагрузить проигрыватель или повторно запустить игру.
Настройка для игр (CS GO, PUBG, Escape from Tarkov)
В играх, особенно в шутерах вроде КС ГО, важно слышать шаги; переговоры, музыкальная составляющая и выстрелы должны слегка отодвигаться на задний план. Для этого необходимо усилить амплитуду (громкость) звука шагов. Применим для этого тонкомпенсацию. Она выравнивает громкость звуков, которые отличаются от принятого уровня. Звук шагов обладает низкой амплитудой, а выстрелов – высокой, громкость звучания для первых повысится, выстрелы станут чуть тише. Делается это во вкладке «Улучшения» в свойствах динамиков или во вкладке «Звуковой эффект» в диспетчере Realtek HD.
улучшение звука в играх
настройка звука в Realtek HD
В драйвере для звуковой карты настройки применяются автоматически.
Для PUBG сбросьте конфигурацию эквалайзера и вручную выставьте следующие значения.
настройка для игры PUBG
Сохраните новые параметры в отдельный пресет кнопкой с дискетой.
И это не всё. Возможно, придётся подкорректировать параметры на одну-две позиции с учётом личного восприятия и особенностей устройства воспроизведения звука (наушников).
Escape from Tarkov отличается инновационным звуковым движком и настройки от CS GO, Rainbow Six Siege и иных игр не подходят.
Более точно эквалайзер для наушников настроит утилита Equalizer APO. Дополнительно предназначена для переключения между пресетами. Создайте новую конфигурацию, укажите значения из таблицы и сохраните настройки.
Для экономии времени подгрузите готовые настройки из файла. По ссылке 3 видеоролика со звуками шагов, стрельбы, взрывами и различными шумами для подгонки настроек под себя.
Благодаря эквалайзеру можно добиться приемлемого звучанию музыки на бюджетных колонках и наушниках. И для получения положительного результата придётся потратить час-другой. Умелое усиление и ослабление звука на определённых частотах предоставит преимущества над соперниками в видеоиграх без применения читов. Для меломанов рекомендуется пользоваться проигрывателем AIMP – он имеет 18-полосный эквалайзер, чего достаточно для ценителей хорошего звука.
Вопрос этот отнюдь не праздный. Автомобильная аудиосистема строится совсем иначе, нежели домашняя. Тут играет роль и ограниченность пространства салона, и особенности установки акустических систем. Потому и подход к решению задачи выглядит для многих непривычно.
Причина, по которой я хотел бы начать именно с этой темы, очень проста. Как показывает практика, далеко не каждый автомобилист захочет перестраивать штатную аудиосистему полностью. Поэтому многие ограничиваются лишь ее легким апгрейдом для более уверенного звучания низкочастотного диапазона. В большинстве штатных систем бас — это действительно одно из самых слабых мест. Акустические оформления динамиков зачастую оставляют желать лучшего, а штатный сабвуфер, если он вообще есть, редко в какой системе может похвастать достойным звуком.
Штатные сабвуферы, как правило, построены на небольших динамиках и имеют пластиковые корпуса
Сразу должен предупредить, что речь пойдет именно о нормальной музыкальной системе, в которой бас — это плотный фундамент, придающий звучанию полновесность независимо от жанра. К сожалению, словосочетание «автомобильный сабвуфер» у многих сегодня ассоциируется с непонятными сооружениями в багажниках, которые издают гудящие и дребезжащие звуки и не имеющие к музыке никакого отношения. Эти «50 оттенков баса» и прочие автозвуковые извращения давайте оставим за бортом, а за ориентир возьмем хорошую домашнюю систему.
Акустические условия
Первое заметное отличие автомобильных условий от домашних заключается в том, что объем салона ограничен. Многие скептики оперируют именно этим аргументом, полагая, что строить в автомобиле аудиосистему высокого класса бессмысленно. В таких случаях я обычно возражаю, что с домашним подходом это действительно так. А вот если грамотно использовать специфику «малых объемов», то можно добиться впечатляющих результатов, что неоднократно доказывалось практикой.
Собственно, одна из основных особенностей акустических свойств салона автомобиля — это «помощь» в воспроизведении низких частот. Понятно, что с понижением частоты длина звуковой волны растет. Например, на частоте 1000 Гц длина волны около 30 см, а на 300 Гц — уже больше метра. С еще большим понижением она становится и вовсе соизмеримой с размерами салона.
В этот момент звуковые волны в обычном представлении прекращают свое существование, и диффузор динамика начинает создавать равномерное чередование сжатий-разряжений воздушной массы по всему объему. Подобно поршню в цилиндре. И здесь не в последнюю очередь многое будет зависеть от амплитуды колебаний диффузора. Ниже частота — выше амплитуда. В замкнутом объеме салона автомобиля это создает эффект акустического усиления низких частот: ниже частота — больше ход диффузора — выше акустическое усиление.
Акустическое усиление в салоне автомобиля (дБ/Гц)
В теории «помощь» салона начинается с 50-100 Гц в зависимости от размеров автомобиля. Чем меньше авто, тем с более высоких частот начинает проявляться этот эффект. Причем с понижением частоты на каждую октаву прирост усиления составит 12 дБ. На практике, конечно же, все не так радужно — скажутся утечки воздуха, потери звуковой энергии через вибрации и т.д. К тому же эта математическая модель не учитывает индивидуальных особенностей разных салонов. И дело не только в геометрических размерах, значение может иметь даже материал обивок.
Разные акустические условия при закрытом и открытом верхе делают кабриолеты и родстеры одними из самых сложных при построении аудиосистем высокого уровня
Почувствовать эффект «помощи» салона на низких частотах очень просто. Включите любую композицию с акцентированным басом. Обратите внимание на то, как звучит низкочастотный диапазон. Теперь откройте двери и крышку багажника. Уверен, разницу почувствуете сразу же — как будто регулятором тембра убавили низкие частоты.
А нужен ли сабвуфер?
Зная эту особенность замкнутого салона, логично предположить, что в автомобиле и вовсе нет необходимости в отдельном сабвуферном звене. Возможно оно и так, но давайте сравним автомобильную акустику с домашней. И в том, и в другом случае используются громкоговорители близких калибров — от 5 до 8 дюймов. 6,5 дюймов – «золотая середина» и классика автомобильных динамиков.
Домашняя колонка — это цельный законченный узел, спроектированный и изготовленный так, чтобы создать для динамиков наилучшее акустическое оформление. А самое главное — прочный корпус, лишенный вибраций. В машине, к сожалению, о таком чаще всего приходится только мечтать. Корпусами для динамиков в большинстве случаев становятся двери или какие-нибудь ниши и пространства в кузовных элементах. Получить в таких условиях нормальное воспроизведение низких частот? Ой, да не смешите.
Так установлены динамики в Burmester 3D High End Sound System за 8000 Евро. Мягко говоря, не самое лучшее акустическое оформление:
Вот и получается, что в большинстве случаев акустика способна более-менее эффективно «дотянуть» лишь до 80-100 Гц, что бы там ни заявляли производители. Какая уж тут основательность звучания.
Положение можно исправить либо серьезным укреплением дверей с превращением ее в тяжеленную «железобетонную» конструкцию, либо изготовлением для динамиков отдельных корпусов. Ну или вовсе удариться в какую-нибудь экзотику:
В любом случае попытки создать низкоиграющую акустическую систему сводятся к радикальному вмешательству в конструкцию автомобиля, а для этого нужно быть совсем уж фанатиком. А посему получается, что сабвуфер — самый рациональный способ решить автомобильную проблему низких частот. Другое дело, каким именно он должен быть и как его бесшовно срастить с остальной акустикой, чтобы он не бубнил в багажнике сам по себе, а являлся полноценной частью звуковой системы.
Изготовление корпусов в дверях — не такой экзотический, но тоже весьма радикальный и затратный способ создания нужного акустического оформления для динамика. На фото — работа Александра Лысенко
Выбор сабвуферного звена
Думаю, нет смысла подробно останавливаться на выборе конкретной концепции сабвуфера, для человека, знакомого с домашней техникой, многие вещи очевидны. Но кое в чем автомобильная специфика все же отличается от домашней.
Для домашней техники объем корпуса хоть и играет определенную роль, но не такую значимую, как в автомобиле. Здесь желательно уместить всю конструкцию в как можно меньших объемах. Задача эта весьма противоречивая, и ее решение — сплошные компромиссы. Как только зажимаешь динамик в тесный объем, сразу же возрастает нижняя граничная частота и сабвуфер превращается просто в вуфер. Чтобы восстановить статус-кво, производителям приходится утяжелять подвижную систему, а это влечет за собой снижение чувствительности, а значит, требует более мощного усилителя. Поэтому не стоит удивляться автомобильным басовым моноблокам с мощностью в сотни Ватт — им обычно приходится тягать достаточно тугие драйверы.
Так что при выборе динамика приходится расставлять приоритеты — либо отдать предпочтение «легковесам» с мягкими подвесами и малым весом подвижки, с хорошим импульсным откликом и не заоблачными требованиями к усилителю, но которые при этом будут требовать крупных корпусов, либо «тяжеловесам», которые умещаются в компактные корпуса, но требуют усилителей повышенной мощности.
Сабвуфер совсем не обязательно должен быть большим и занимать половину багажника. Это может быть и небольшая аккуратная конструкция, не съедающая в багажнике полезное место
Теперь немного о размерах динамиков. То, что большие громкоговорители при прочих равных требуют больших корпусов, полагаю, и так очевидно. Но есть еще и другой фактор. От размера сабвуфера напрямую зависит еще и то, насколько удачно его получится срастить с акустическими системами. Например, если с басовым потенциалом у последних совсем все плохо, то выбирать какой-нибудь тяжеловесный 15-дюймовый саб как минимум глупо — он вряд ли нормально будет работать выше 50-60 Гц. А вот, например, «десятки» при прочих равных, могут легко дотянуться снизу до акустики и неплохо с ней состыковаться.
Пожалуй, это два основных момента, на которые следует обратить внимание при построении низкочастотного звена для автомобильной аудиосистемы. Все остальное — вопросы конкретных реализаций динамиков. Могут быть и легкие сабвуферы больших размеров, и маленькие «тугоходы». Каждый из них, естественно, требует своего подхода к выбору акустического оформления. Но это отдельная тема и сейчас углубляться в нее нет необходимости.
Кстати, что касается оформления, то тут считаю нужным упомянуть сабвуферные динамики для установки free-air. Они обычно стоят немного особняком. Такие не требуют отдельных корпусов. Вернее, корпусами для них будет объем багажника – они ставятся в заднюю полку или перегородку между багажником и салоном. Несмотря на кажущуюся простоту, обеспечить им должное оформление довольно сложно хотя бы из-за того, что приходится радикально укреплять до каменной жесткости посадочные места для динамиков, а это связано с высокой трудоемкостью таких работ. Кинуть в багажник корпус куда как проще, поэтому «фриэйрных» сабов на рынке крайне мало. Хотя, на мой взгляд, это все же одни из самых лучших сабвуферов, с которыми обеспечивается наиболее точное звучание НЧ-диапазона.
Проблемы «заднего баса»
Продолжая тему сращивания звучания сабвуфера с АС, должен затронуть еще один важный вопрос — локализация саба. Казалось бы, наши уши не определяют положение источника звука в том частотном спектре, в котором работает сабвуфер. Вот почему никто особо не стремится разместить его в передней части салона, а классикой считается установка в багажнике.
Однако на практике в очень многих случаях бас все равно воспринимается как бы идущим сзади, когда основная звуковая картина формируется впереди слушателя, а низкие частоты живут своей жизнью. Причин этому может быть несколько.
Причина первая: вибрации
От могучих басовых аккордов могут резонировать рядом расположенные панели и элементы. А эти звуки, как вы понимаете, уже далеко не низкочастотные. Они так хорошо «подмешиваются» к звучанию сабвуфера, что мы не всегда можем идентифицировать их, но общую картину они заметно испортят.
Лечится обработкой кузовных элементов вибродемпфирующими материалами, посадкой пластиковых обивок на уплотнительные «противоскрипные» материалы, надежным креплением корпуса сабвуфера и, в конце концов, элементарным наведением порядка в багажнике.
Причина вторая: неудачный корпус
Попробуйте при включенном сабе просто прикоснуться к нему ладонью. У хорошего корпуса вибраций быть не должно. Если же они есть, то вот вам и вторая причина — кроме диффузора динамика звук излучают сами стенки корпуса. Причем тоже далеко не на самых низких частотах. Этим в основном грешат дешевые сабвуферы с плоскими стенками, большинство из них изготавливается из ДСП толщиной в лучшем случае 18-20 мм.
Выход — делать нормальный корпус с толстыми стенками, усиливать его внутренними распорками или применять многослойную конструкцию с использованием вибродемпфирующих материалов в качестве промежуточных слоев. Недостаток — трудоемко, да и корпус слишком тяжелый получается. Легкость конструкции с достаточной жесткостью сочетают в стеклопластиковых корпусах. Сантиметровой толщины для стеклопластиковых стенок сложной формы вполне хватает, чтобы сделать конструкцию достаточно монолитной.
Криволинейные поверхности стеклопластикового корпуса даже при толщине около 1 см имеют достаточную жесткость
Здесь же отмечу и проблему, связанную с возможной некачественной сборкой. Неплотно посаженный динамик или даже небольшая негерметичность — и паразитные призвуки обеспечены. Многие почему-то думают, что это важно только для закрытого акустического оформления. Отнюдь, фазоинверторное к этому еще больше чувствительно — там перепады давления внутри корпуса выше, чем в закрытом корпусе.
Причина третья: завихрения воздуха
На низких частотах ход диффузора часто оказывается весьма значительным, особенно если «поддать жару». При этом, если сам динамик закрыт слишком плотным защитным грилем, то на больших амплитудах могут появляться завихрения воздуха, которые будет хорошо слышно.
Если используется корпус фазоинверторного типа, то еще одним потенциальным источником может стать сам порт. Особенно, если он имеет слишком маленькое сечение или острые края.
Причина четвертая: неправильная настройка фильтров усилителя
Очень важно в сабвуферном канале правильно ограничивать частотный диапазон сверху. Подобрать срез фильтра нижних частот можно только опытным путем, отталкиваясь, опять же, от потенциала фронтальной акустики. В самом простейшем случае такая возможность обычно есть в сабвуферном усилителе, для более сложных систем с процессорами можно выбирать не только частоту среза, но и, например, крутизну фильтра, а иногда даже и его добротность. В custom-системах топового уровня такие возможности процессоров оказываются востребованными. Естественно, если настройщик имеет достаточный опыт и имеет представление о том, что именно он настраивает.
Цифровые процессоры дают практически неограниченные возможности настройки аудиосистемы. Настройка, как правило, производится с компьютера через специальный софт
В отличие от домашних систем, в автомобилях частота настройки ФНЧ в сабвуферном канале обычно лежит в пределах 50-100 Гц. Что касается крутизны фильтра, то принято считать, что чем она выше, тем лучше, но я бы с этим утверждением поспорил. Настройка — дело творческое и сугубо индивидуальное, шаблонный подход не всегда приносит нужный результат.
Важно понимать, что согласовать сабвуфер с акустическими системами необходимо не только по их АЧХ, но и по фазе. Многие специализированные сабвуферные усилители имеют для этого так называемые «фазовращатели». Проще, если у вас система с цифровым процессором, там можно оперировать задержками, как правило, виртуально отодвинув ими фронтальные каналы.
Если вы уже все перепробовали, но сабвуфер по-прежнему звучит отдельно от всего остального и локализуется сзади, просто перекиньте «+» и «-» на динамике. Иными словами, переверните фазу и попробуйте повторить настройку.
Заканчивая этот материал, хотелось бы отметить следующее. Принимая любое решение — простой ли апгрейд штатной системы или построение сложной custom-системы на топовых компонентах, всегда держите в голове, чего именно вы хотите добиться. Автозвук — это средство повысить комфорт вашего личного пространства, конкретно — вашего автомобиля. Звучание должно быть аккуратным, точным и, главное, приносящим удовольствие.
1. Добавляйте уровень баса — пока вы точно слышите, что он растет. После того, как громкость перестала расти на слух — сабвуфер начинает уходить в клип, вы можете не слышать хрипения, искажения и т.д., но катушка сабвуфера будет нагреваться сильнее, что рано или поздно приведет к поломке.
2. Фильтр LPF служит для того, что бы убрать с сабвуфера высокие частоты (голос) и оставить только низкие. Выкручивайте LPF на максимум, а потом убавляйте (против часовой стрелки) пока сабвуфер не перестанет воспроизводить верхние частоты. То есть пока вы слышите вокал — вы должны крутить LPF против часовой стрелки.
Однако, если вы переборщите с этим фильтром — сабвуфер будет воспроизводить только низкие частоты.
Рекомендуемое положение — на два часа.
3. Фильтр HPF (или sub sonic) служит для того, что бы убрать самые низкие частоты, как правило 25 Гц и ниже.
В большинстве систем эти частоты не слышны, однако сабвуфер выходит на довольно приличный ход, пытаясь их воспроизвести. Выкручивая этот фильтр по часовой стрелке — вы облегчаете работу сабвуферу, поднимаете предел по громкости на его нормальных частотах и избегаете риска повреждения центрирующей шайбы.
4. После настройки сабвуфера, послушайте на почти максимальной громкости пол трека, затем потрогайте колпак — если он еле теплый, все нормально, но следите за его температурой первые 1-2 дня использования.
Если же колпак горячий — значит сабвуфер сразу уходит в перегрев:
— настроен неверно,
— либо неверное оформление,
— либо усилителю недостаточно питания.
5. Обязательно следите за просадками.
Сабвуферы чаще выходят из строя не из-за слишком большой мощности, а из-за того, что усилитель дает не чистый сигнал.
Это происходит когда усилителю не хватает питания, что бы на выходе сигнал был чистый.
Нормальный вольтаж на входных клеммах усилителя — 12 — 13 Вольт.
Плохой — 11,5 — 12.
Очень плохой — ниже 11,5 Вольт.
Автомагнитола Pioneer MVH
⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Настройка магнитолы Pioneer в машине начинается со сброса текущих установок. В результате эквалайзер фильтры для колонок HPF и сабвуфера LPF вернётся к заводским установкам. Это можно сделать двумя способами, найти соответствующий раздел в меню автомагнитолы или отключить клемму масса от аккумулятора. Отметим что, нижеприведённая методика настройки магнитолы рассчитана на пользователя начального уровня, и в ней нет ничего сверхсложного. Но также, качество воспроизводимого звука только на 33% зависит от состава и качества компонентов аудио системы. Ещё на треть оно зависит от правильности установки оборудования, и оставшиеся 33% — от грамотности настройки аудиосистемы.
Если у вас сбрасываются настройки при выключении зажигания, проверьте схему подключения магнитолы. Скорее всего желтый провод подключен к замку зажигания а не на прямую к аккумулятору.
Автомагнитола с экраном
Эквалайзер позволяет сделать звучание более ровным — поднять или понизить басовые, средние и высокие частоты.Это довольно тонкая настройка аудиосистемы. Регулируется не весь диапазон звука сразу, как в других пунктах меню, а конкретные полосы частот. У разных моделей встречается разное их количество, в зависимости от класса оборудования. В магнитолах Pioneer их пять: 80 Гц, 250 Гц, 800 Гц, 2,5 кГц 8 кГц.
Автомагнитола 2 din
Эквалайзер находится в разделе «Аудио» меню настроек, пункт EQ. В нём можно выбрать одну из предустановленных стандартных настроек. Для тех, кого эти варианты не устраивают, предусмотрено два набора пользовательских настроек (Custom).Переключаться между ними можно как из меню, так и кнопкой EQ рядом с джойстиком.Чтобы произвести изменения частотных параметров в пользовательской настройке, нужно выбрать её колёсиком и нажать на джойстик. Затем поворотом колеса выбрать одну из полос частот эквалайзера. Снова нажать на джойстик и выставить положение от -6 (ослабление частоты) до +6 (усиление). Действуя таким образом можно сделать одни частоты громче, другие — тише.
Универсального рецепта настройки эквалайзера на магнитоле не существует. Производится она на слух в зависимости от предпочтений потребителя. Кроме того, разные варианты регулировки подбираются под определённый жанр музыки.
Можно дать лишь приблизительные рекомендации:
Твитеры автомобильные пищалки
Настройка эквалайзера является очень важным этапом.С помощью данного инструмента можно кратно улучшить качество звучания. Даже в случае, если акустика не является очень дорогой и качественной.
Также рекомендуется изучить информацию о наиболее распространенной неисправности магнитолы ошибке 23.
Фильтр высоких частот
Далее находим пункт HPF (High-passFilter). Это фильтр высоких частот, который обрезает частоту звука, подаваемого на динамики, ниже их граничного паспортного значения. Делается это из — за того, что,стандартным динамикам (13–16 см) из-за небольшого диаметра диафрагмы и малой мощности очень сложно воспроизводить низкие частоты. Вследствие этого звук воспроизводится с искажениями даже на небольшой громкости. Если обрезать низкие частоты, можно будет получить чистое звучание в большем диапазоне громкости.
Мойка высокого давления
Если у вас нет сабвуфера, то рекомендуем установить HPF фильтр на частоте 50 или 63 Гц.
Затем можно выйти из меню кнопкой возврата и проверить результат. Делать это лучше на громкости 30.
Если качество звука не устраивает, или если вы находитесь на природе, и хочется устроить громкую дискотеку, можно поднять нижнюю границу от 80–120 Гц и более. Такой же уровень граничного среза рекомендуется применить при наличии сабвуфера. Эти мероприятия позволят кратно увеличить чистоту и громкость воспроизводимого звука.
Также здесь есть регулировка крутизны затухания частот. На Pioneer она бывает в двух положениях — это 12 и 24 дБ на октаву. Советуем вам установить данный показатель на 24 дБ.
Автополотенце из микрофибры
Фильтр низких частот (сабвуфер)
После того, как мы разобрались с колонками, выполним настройку магнитолы под сабвуфер. Для этого нам понадобится фильтр низких частот. С его помощью мы состыкуем частоты колонок и сабвуфера.
Печка дополнительного прогрева салона автомобиля
Ситуация выглядит следующим образом. Когда мы убрали с акустики бас (установили HPF на 80+), у нас получился громкий и качественный звук. Следующим этапом мы должны «пристыковать» к нашим колонкам сабвуфер. Для этого заходим в меню, выбираем пункт аудио, в нём находим раздел управление сабвуфером.
Здесь имеются три значения:
FM модулятор (ФМ трансмиттер) с Bluetooth
Качество звучания зависит не только от настройки вашей аудиосистемы, но и оттого какие динамики у вас установлены. Если вы хотите заменить их, советуем ознакомиться со статьей «что необходимо знать при выборе автомобильной акустики»
Настройка радио
Даже любимая музыка, записанная на флешку или USB накопитель, со временем может надоесть. Поэтому многие автолюбители любят слушать радио во время поездки. Правильно настроить радио у магнитолы Pioneer несложно и может осуществиться буквально в несколько движений — нужно лишь выбрать диапазон, найти и сохранить станции.
Автомобильный видеорегистратор зеркало 3 в 1
Настроить радио можно тремя способами:
Когда все 6 мест для сохранённых станций заполнятся, можно переключиться на следующий раздел памяти. Всего их 3. Таким образом можно сохранить до 18 радиостанций.
Накидка на автомобильное сидение чехол универсальный в машину
Выключение режима Demo
Сразу после покупки и подключения магнитолы следует разобраться, как отключить демо-режим, предназначенный для показа устройства в магазине. Использовать магнитолу в этом режиме можно, но неудобно, так как при выключении его не гаснет подсветка, а по дисплею бегают надписи с различной информацией.
Отключение демо-режима осуществляется очень просто:
Также в скрытом меню можно настроить дату и время, зайдя в раздел System. Здесь переключается отображение времени (12/24-часовой режим). Затем открываем пункт «Настройка часов», и поворотами колеса настраиваем время. В разделе System также имеется настройка языка (английский/русский).
Таким образом, после покупки современной модели Pioneer, настройкой магнитолы вполне можно заняться самостоятельно. Правильно отрегулировав параметры аудио, можно добиться весьма качественного звучания даже простой аудиосистемы и получить хорошую звуковую картину при минимальных затратах.
Заключение
Мы приложили не мало усилий для создания этой статьи, старались написать ее простым и понятным языком. Но получилось у нас это сделать или нет решать только Вам. Если остались вопросы, создайте тему на «Форуме», мы и наше дружное сообщество обсудим все детали, и найдем на него оптимальный ответ.
Щетка-скребок ZiPOWER PM
Как легко настроить автозвук. Метод для чайников
Если вы приобрели новый автомобиль или же новую акустику для вашей машины, вы наверняка задаётесь вопросом: как всё правильно настроить, чтобы ничего не хрипело и хорошо играло.
Конечно, очень многое зависит и от качества ваших колонок, самой магнитолы и всяческих дополнительных устройств, но в любом случае, какими бы они не были, их нужно настраивать, иначе особых изменений по сравнению со старой акустической системой вы даже не заметите. Как же сделать так, чтобы качество звука стало несколько выше?
Разберем способ настройки на самой обыкновенной магнитоле при наличии двух или четырех колонок.
В любой магнитоле есть система настроек эквалайзера, баланса между передними и задними колонками и т.д, и именно эту вещь мы будем использовать для настройки.
Как добиться того, чтобы музыка играла громче? Если у вас нет сабвуфера можно сделать срез частот. Обычно на динамики подаются все частоты и самые низкие, в том числе, которые искажают звук и отбирают мощность и усилителя магнитолы. Чтобы музыка играла громче, переходим в режим среза частот через настройки и режем динамики по частоте 78 или 125 Hz. Это означает, что динамики не будут воспроизводить частоту ниже выставленных герц.
Далее настраиваем баланс передних и задних колонок. Если либо спереди, либо сзади стоят колонки разные по мощности, какие-либо из них начнут раньше выходить в искажение, поэтому мы изначально выставляем уровень низких частот на 0 Db, входим в режим баланса, максимально увеличиваем громкость и настраиваем так, чтобы и перед, и зад играли в унисон, и звук не искажался. Если динамики одинаковых мощностей, оставляйте баланс посередине, если нет – делайте предпочтение более мощным.
Далее, составляющими громкой песни являются средние частоты и высокие. Настраиваем их по вкусу. Таким образом, вы добьетесь наиболее возможной на вашей акустической системе громкости звука с помощью этого достаточно простого и известного способа настройки.
Объясняем простым языком, поэтому трудности в настройке магнитолы возникнуть не должно. Единственное, что нужно сделать – это изучить свою магнитолу, разобраться с меню, местонахождением и названием каждой из настроек.
Настройка музыки в автомобиле легко своими руками
Настройки можно выполнить самостоятельно, даже если вы впервые работаете с автомобильной аудиосистемой. Первый шаг — подумать о своих собственных потребностях. Если вы слушаете музыку в автомобиле исключительно для себя и не любите, когда басы грохочут в метре от машины.
Вам не нужно дорогое автомобильное аудио, достаточно базовых компонентов:
Все эти блоки должны совпадать по мощности, иначе «запаздывающие» блоки просто перегорят. Нет ничего сложного в том, как правильно подключить автомобильные колонки. Не более часа работы подарят вам годы наслаждения музыкой.