Когда вы пользуетесь навигатором, вы указываете точку А и точку Б, и дальше навигатор как-то сам строит маршрут. Сегодня посмотрим, что лежит в основе алгоритма, который это делает. Просто ради интереса.
- Графы и «задача коммивояжёра»
- Алгоритм Дейкстры — ищем самый быстрый путь
- Что ещё учитывает навигатор
- Как построить маршрут по всей России
- Что дальше
- Отзывы в СМИ
- Карты для Навител Навигатор
- Навител на различных навигационных устройствах
- Споры об авторстве программы
- Два подхода
- Подводя итог
- Принцип работы автомобильного навигатора
- Как работает автомобильный навигатор?
- Основные характеристики автомобильного навигатора
- Основы GPS навигации (Часть 1)
- Устройство GPS навигатора
- Аппаратная часть GPS навигатора
- Дисплей
- Плата
- GPS-антенна
- Процессор (чипсет)
- Память навигатора
- Дополнительные элементы платы
- Разъемы на плате навигатора
- Аккумулятор GPS навигатора
- Программная часть
- Операционная система
- Программная оболочка
- Навигационная программа
- GPS-навигация в автомобиле и жизни. Мифы и реальность
- Что такое GPS?
- Виды GPS-приёмников
- Карты и софт
Графы и «задача коммивояжёра»
Ещё до появления навигаторов у людей была такая же проблема: как найти кратчайший путь из одного места в другое, если есть ограниченное количество промежуточных точек? Или как объехать ограниченное количество точек, затратив минимальные усилия. В общем виде это называется «задачей коммивояжёра», и мы уже рассказывали, в чём там идея:
- есть несколько городов, и мы знаем расстояния между двумя любыми городами;
- в классической задаче нельзя дважды заезжать в один и тот же город, но в жизни — можно;
- если городов мало, то компьютер справится с задачей простым перебором, а если их больше 66 — то уже нет;
- кроме расстояния, иногда важно учесть время, комфорт и общую длительность поездки;
- есть много приблизительных алгоритмов, которые дают более-менее точный результат.
Если взять просто города и расстояния между ними, то с точки зрения математики это называется графом: города будут вершинами графа, а дороги между ними — рёбрами графа. Если мы знаем длину каждой дороги, то это будет значением (весом) рёбер графа. Этой теории нам уже хватит, чтобы понять, как работает навигатор в машине.

Алгоритм Дейкстры — ищем самый быстрый путь
Как только появилось решение полным перебором, математики стали искать другой подход, который работал бы гораздо быстрее и не требовал бы вычисления такого огромного объёма данных. В 1959 году Эдсгер Дейкстра придумал свой алгоритм, которым пользуются до сих пор. Идея его в том, чтобы не перебирать все варианты, а находить самый короткий путь только между соседними графами — и так, шаг за шагом, продвигаться к конечной точке.
Допустим, у нас есть улицы, перекрёстки и мы знаем время пути между ними. Нарисуем это в виде графа, а чтобы было проще ориентироваться — сделаем визуально всё одинаковой длины:

Чтобы найти самый быстрый путь из А в Б, мы смотрим сначала, какие пути у нас выходят из точки А. Видно, что поехать вниз будет быстрее, чем поехать направо:

Значит, выбираем путь вниз. Теперь делаем то же самое для этой точки — смотрим, где быстрее: справа или внизу. Вниз быстрее (1 меньше, чем 4), поэтому едем по ней:

При этом мы не отбрасываем уже сделанные вычисления (всё равно уже посчитали), а запоминаем их на всякий случай. Из нижней точки есть только одна дорога — направо, поэтому едем по ней:

А теперь у нас получилась интересная ситуация: в центральную точку мы можем попасть как сверху, так и снизу, при этом и там, и там у нас одинаковое время — 3 минуты. Значит, посчитаем оба варианта — вдруг сверху будет быстрее и нам нужно будет перестроить маршрут заново:

Оказывается, снизу ехать до центра быстрее, чем сверху — 4 минуты вместо 6, поэтому оставляем нижний маршрут. Наконец, из центральной точки до точки Б всего один путь — направо, поэтому выбираем его:

Как видите, нам не пришлось считать все варианты со всеми точками, а до некоторых мы просто не добрались. Это сильно сэкономило время и потребовало меньше ресурсов для вычисления.Такой алгоритм и лежит в основе автомобильных навигаторов — с вычислениями справится даже бюджетный смартфон.

Что ещё учитывает навигатор
Чтобы алгоритм оставался простым и работал только со временем, все остальные параметры дорог тоже привязывают ко времени. Покажем, как это работает, на паре примеров.
Комфорт. Если нам нужно построить не самый быстрый, а самый комфортный маршрут, то мы можем отдать предпочтение автомагистралям и дорогам с несколькими полосами — на них обычно и асфальт получше, и резких поворотов поменьше. Чтобы навигатор выбирал именно такие дороги, им можно присвоить коэффициент 0,8 — это виртуально сократит время на дорогу по ним на 20%, а навигатор всегда выберет то, что быстрее.
С просёлочными и грунтовыми дорогами ситуация обратная. Они редко бывают комфортными, а значит, им можно дать коэффициент 1,3, чтобы они казались алгоритму более долгими и он старался их избегать. А лесным дорогам можно поставить коэффициент 5 — навигатор их выберет, только если это единственная дорога то точки назначения.
Сложность маршрута и реальное время. Маршрут из А в Б почти никогда не бывает прямым — на нём всегда есть повороты, развороты и съезды, которые отнимают время. Чтобы навигатор это учитывал, в графы добавляют время прохождения поворота — либо коэффициентом, либо отдельным параметром. Из-за этого алгоритм будет искать действительно быстрый маршрут с учётом геометрии дорог.
Пробки. Если есть интернет, то всё просто: навигатор получает данные о состоянии дорог и добавляет разные коэффициенты в зависимости от загруженности. Иногда навигатор ведёт дворами, когда трасса свободна — это не ошибка навигатора, а его прогноз на время поездки: если через 10 минут в этом месте обычно собираются пробки, то там лучше не ехать, а заранее поехать в объезд.
Если интернета нет, то алгоритм просто использует усреднённую модель пробок на этом участке. Эта модель скачивается заранее и постоянно обновляется в фоновом режиме.
Как построить маршрут по всей России
Если нам нужно построить маршрут из Брянска в Тулу, то с точки зрения компьютера это безумно сложная задача: ему нужно перебрать десятки тысяч улиц и миллионы перекрёстков, чтобы понять, какой путь выбрать. С этим плохо справляется даже обычный компьютер, не говоря уже о телефоне.
Если мы в Яндекс Картах построим такой маршрут, то навигатор нам предложит сразу 4 варианта:

Но мы не ждали полчаса, пока сервер на той стороне посчитает все перекрёстки, а получили результат через пару секунд. Хитрость в том, что алгоритм использует уже заранее просчитанные варианты маршрутов и подставляет их для ускорения.
Например, если мы поедем в Тулу не из Брянска, а из Синезёрок, то поменяется только начальный маршрут по трассе М3, а всё остальное останется прежним:

Получается, что навигатору не нужно всё пересчитывать — он находит только ключевые точки пути, а маршрут между ними уже просчитан до этого. Этот приём работает и при перестроении маршрута во время движения: навигатор смотрит, как нужно поменять путь, чтобы вернуть вас на уже известную дорогу.
Что дальше
Следующий этап — напишем алгоритм Дейкстры сами и посмотрим, как он работает по шагам.
В 2008 г. компания выпустила серию автомобильных навигаторов Navitel с собственной программой и картами в комплекте.
На начало 2016 года Navitel предлагает пользователям несколько бесплатных интерактивных сервисов:
- Навител. События[13]. Интерактивный сервис, позволяющий пользователям отмечать и видеть на карте навигационного устройства отметки других пользователей о различных событиях: Аварии, камеры слежения, дорожные работы, другие события.
- Динамические POI[14]. Сервис предоставляет актуальную динамическую информацию о различных типах точек интереса на картах стран. В том числе информацию о стоимости топлива на автомобильных заправках, актуальные расписания сеансов в кинотеатрах.
- Навител. SMS[15]. Сервис позволяет обмениваться координатами между пользователями для определения текущего местоположения друг друга, а также передавать координат какого либо объекта. Стоимость исходящего SMS — по стандартной тарификации вашего оператора.
- Навител. Погода[16]. Позволяет просматривать прогноз погоды в любой точке Мира, информация о погоде доступна на три дня вперед.
- Навител. Друзья[17]. Позволяет наблюдать за местоположением своих друзей на карте в режиме реального времени, прокладывать маршрут до точки, где они находятся, и обмениваться сообщениями.
- Навител. Новости[18]. Сервис позволяет следить за новостями о скидках, специальных предложениях и обновлениях программы.
- Навител. Облако[19]. Сервис позволяет сохранить на облачном сервере путевые точки, историю поиска и профили настроек для удобства синхронизации между несколькими устройствами или их восстановления в случае переустановки программы.
- Навител. Пробки. Позволяет в режиме реального времени следить за ситуацией на дорогах.
- Сервис бронирования от Booking.com[20]. Встроенный в программу Навител Навигатор сервис бронирования позволяет забронировать номер в отеле прямо из программы.
В феврале 2021 года на смену 9 версии, для системы Android вышел релиз 11 версии. В этой версии были удалены сервисы: Навител.Друзья, Навител.СМС. Стал неотключаемым Сервис бронирования от Booking.com. Отключаемые on-line сервисы: Навител.Пробки, дорожные события (вносимые пользователями) и предупреждения о дорожных знаках и камерах (Speedcam). Появился голосовой ввод в поисковой строке, а также поиск объектов вдоль проложенного маршрута. Добавлен проекционный дисплей (в зеркальной ориентации для отражения в переднем стекле автомобиля ночью), который показывает текущую скорость, время прибытия в конечный пункт, ближайший знак ограничения скорости и ближайший поворот.
- Операционная система: Windows Mobile (включая коммуникаторы с сенсорным экраном), поддерживается Windows CE, Windows Phone, iOS, Android OS и Symbian OS.
- Оперативная память: от 14 Мб (в зависимости от объёма загруженной карты)
- Разрешение: поддерживаются все стандартные разрешения экранов, включая квадратные. Портретный и ландшафтный режимы.
- Интерфейсы: внешний GPS-приёмник может подключаться через COM-порт, USB, Bluetooth, а также CompactFlash, SD
- Поддержка протоколов обмена навигационной информацией NMEA, SiRF binary и Garmin
- Поддержка аппаратного ускорения графики (OpenGL)
- Поддержка работы с треками (хотя отмечаются недостатки)[22]
- Поддержка сменных скинов (визуальных оболочек программы)
- Настраиваемый фильтр отображения POI[23] (точек интереса — объектов различных типов, например, заправок, пунктов техобслуживания, ресторанов, кафе, отелей, достопримечательностей, магазинов, аптек, больниц и административных зданий)
- Широкая база Speedcam с указанием мест расположения стационарных камер, передвижных радаров, камер контроля скорости, Также содержится информация о дорожных неровностях и опасных участках.
- Возможность загружать сторонние базы Speedcam (радары, передвижные и стационарные камеры слежения за скоростью, ограничения скорости, предупреждения о плохом дорожном покрытии, прочее)
- Поиск по адресам и объектам на карте
- Настраиваемый интерфейс (можно отключать или включать кнопки управления в программе)
- Поддержка сторонних пакетов голосовых подсказок, возможность создавать собственные.[24]
- Поддержка трехмерных развязок
- Отображение полосности дорог, расчет маршрута с учетом многополосного движения и визуальные подсказки при движении по маршруту
- Информация о двух следующих маневрах
- Отображение этажности зданий
- Возможность подключения сервиса информации о пробках. Поддерживается только собственный сервис Навител (маркетинговое название: Навител. Пробки). Другие службы, например, Яндекс.Пробки, Пробковорот, не поддерживаются.[25] Сервис Навител. Пробки является бесплатным для всех лицензионных пользователей[11][26]. Сервис Навител. Пробки работает на территории всего официального картографического покрытия АО «ЦНТ», включая всю Россию, Украину, Республику Беларусь и Казахстан.
- 11.8.336 для Android
- 9.13 для iOS (iPhone/iPad)
- 9.9.449 Windows Mobile
- 9.9.449 для Windows Phone
- 9.7.2172 для BlackBerry
- 9.8.57 для автомобильных навигаторов под управлением Windows CE
- 7.5. для автомобильных навигаторов под управлением Windows CE (Поддерживает карты до Q3 2013)
- 5.1.1 для BADA
- 5.0.4.2 для Symbian OS
Отзывы в СМИ
Карты для Навител Навигатор
- Согласно утверждениям производителя, карты России для Навител Навигатор создаются при поддержке федеральных органов Роскартографии и имеют лицензированную основу. В рекламных материалах фирмы говорится, что они дополнительно обрабатываются и выверяются собственным отделом геодезии и картографов[32]. Однако, тем не менее, в картах Навитела присутствуют ошибки, о которых пользователи сообщают на официальном форуме для последующего исправления[33] . На начало 2012 года детализированными картами покрыта вся территория России.
Карты России для Навител Навигатор на третий квартал 2016 года включают в себя около 161,2 тыс. населенных пунктов (в том числе 13 324 населённых пунктов с высокой детализацией).
Cуществует множество «неофициальных» карт для «Навител Навигатор», то есть бесплатных и не требующих активации. Преимущество таких карт в том, что на них гораздо быстрее обновляется информация о дорожном покрытии, детальное отображение небольших городов, а также быстрое исправление маршрутизации в соответствии с изменениями на дороге. Однако подобные любительские карты несовместимы с официальными и не могут работать с ними в составе единого атласа.
Начиная с версии программы Навител Навигатор 5.0.4, при использовании неофициальных карт наблюдается неправильная работа голосовых предупреждений, сильно затрудняющая восприятие верных подсказок. Во время движения по заданному маршруту по прямой линии навигатор очень часто с интервалом в несколько секунд воспроизводит подсказки с просьбой перестроиться, называя направление и съезд. Судя по сообщениям на официальном форуме, разработчикам известно об этой проблеме, однако, вместо её решения, рекомендуется использовать официальные карты. Таким образом, для использования неофициальных карт необходимо довольствоваться версией программы 5.0.3, в которой отсутствует ряд полезных и удобных нововведений, либо отключать звуковые подсказки.
Начиная с версии 5.5 в неофициальных картах некорректно работает поиск, что ещё более затрудняет их использование.
С 2009 года АО «ЦНТ» выпускает собственные автомобильные навигаторы под брендом NAVITEL. На сегодняшний день представлено несколько моделей автомобильных GPS-навигаторов, различающихся размером диагонали, мультимедийной составляющей, дополнительными функциями и поддержкой сервиса информации о пробках Навител. Пробки.
Навител на различных навигационных устройствах
АО «ЦНТ» сотрудничает с ведущими производителями КПК, коммуникаторов, автомобильных навигаторв: (HTC, Acer, Asus, RoverPC, E-TEN (марка glofiish), Gigabyte и другими), так и устройств персональной навигации: Aerovision, Alpine, Atlas, BBK Electronics, Bravium, Carman-i, Challenger, Concorde, Desay, Digma, Divox, Elmon, EPLUTUS, Explay, FLY, Global Navigation, GlobalSat, GlobusGPS, GLOSPACE, GOCLEVER, Hyundai, JJ-Connect, JVC, Lexand, Mio, Mircom, MONGOOSE, Mystery, Naviangel, Navispace, Navroad, Neoline, Nexx, Novex, NTW, Odeon, Phantom, PRESTIGIO, Prology, Seeway, Shivaki, Shturmann, SKYNAVI, SOUPT, SPHINX, TeXet, Tibo, Treelogic, Varta, Velas, Voxtel, XDevice и другими.
- Журнал PC Magazine/RE присудил «Навигатору» специальную премию по итогам 2008 года.[28][35]
- В номинации «Навигационное ПО для смартфонов» категории «Мобильные и цифровые устройства» национальной премии «Продукт года» в 2014 году победу одержал Навител Навигатор 8.
- Навител Навигатор — «Продукт года 2016» в номинации «Навигационное ПО для смартфонов»[36]
Несмотря на популярность, программа имеет ряд неудобств:
- Нет возможности в настройках программы вручную задать номер COM-порта и скорость работы GPS-приёмника — программа всегда выполняет поиск автоматически в порядке возрастания номеров портов. Из-за этого на устройствах, где порту GPS-приёмника предшествуют другие доступные порты, особенно связанные с Bluetooth и другими службами, первичный поиск приёмника может занимать до 10—15 минут. Также из-за этого в устройствах, имеющих встроенный GPS-приёмник с низкой чувствительностью, использование внешнего приёмника чрезвычайно затруднено, и требует применения специальных программ.
- Несмотря на то, что при работе с длинными списками справа отображается традиционная полоса прокрутки, нет возможности листать список одиночными касаниями этой полосы, как это делается в интерфейсе Windows — требуется «зацепить» движок нажатием и тянуть его, не отрывая пальца или пера от экрана. Такая техника хорошо работает лишь с достаточно чувствительным емкостным сенсорным экраном, на менее чувствительных резистивных экранах она часто дает сбои.
- Даже если в системе есть экранная сенсорная клавиатура с типовым расположением клавиш — программа не открывает её автоматически, предоставляя взамен собственную экранную клавиатуру.
- Не используется традиционное для Windows CE «долгое» нажатие на экран — все действия, кроме перемещений, выполняются только одиночными короткими нажатиями, отчего увеличиваются количество и сложность действий.
- Нет возможности менять порядок проезда промежуточных точек маршрута — порядок точек всегда устанавливается автоматически.
- При прокладывании маршрута по городу не учитывается время, необходимое для выполнения левых поворотов. В результате, проложенный маршрут часто оказывается неудобным и более длительным, чем проложенный прямо, даже с учётом пробок.
- Закрытость формата nm3. Спецификации формата закрыты, конвертер из польского формата не доступен.
- Ограниченная поддержка карт формата nm2 версиями 5.1 и выше. При использовании любительских карт возможны проблемы с индексацией карт, адресным поиском.
Споры об авторстве программы
В этих условиях решение Галичского прекратить сотрудничество с ЗАО «Русса» и использовать исходные коды программы для дальнейшей разработки представляется вполне обоснованным. Навител Навигатор был разработан в рамках сохранившегося у автора права на переработку произведения (ч. 9 ст. 1270 ГК РФ). Авторский договор К. Галичского с ЗАО «РУССА» прекратил своё действие в результате нарушения обязательств по договору со стороны организации.
- Александр Казаков, основатель Navitel // Аналитическая программа «Рунетология»
- Обзоры и сравнение с другими продуктами
Часть вторая: кто поможет автомобилисту?
Продолжая разговор об автомобильной навигации, мы неизбежно столкнемся с необходимостью разбираться в огромном количестве предложений. И, к сожалению, предложений мало отличающихся. Чтобы не утомить читателя однообразными описаниями, мы решили сначала дать общую справку по ситуации с производителями и приборами, а затем подойти к вопросу с точки зрения сервиса.
Почему именно так? Дело в том, что навигатор, в отличие от компьютера, — это устройство, которое решает строго определенную задачу. Какой бы хороший ни был навигатор, без картографии — это просто «груда железа». Какая бы хорошая ни была карта Москвы, если нет карты Подмосковья, то на природу придется ехать по указателям, бумажной карте или советам случайных прохожих. Было бы логично, купив навигатор, хотеть не только стабильной работы железа и операционной системы, но и адекватного обслуживания или хотя бы грамотной консультации в сервисном центре. Впрочем, давайте прервемся на общее описание ситуации.
Два подхода
У производителей есть два подхода к разработке автомобильных навигаторов. Первый — создание устройства, в котором нет четкого разделения на «железо», «операционную систему» и софт. Например, купив телефон Nokia 3310, мы получаем все три составляющих, но даже не задумываемся об этом. Просто звоним кому нужно, а в случае проблем несем устройство в сервис. Такой идеологии придерживается американская компания Garmin, европейская TomTom и, что приятно, российская Sturmann.
Второй подход — «ноутбучный». Навигатор рассматривается как некое железо с набором характеристик (чипсет, оперативная память и т. д.), операционной системой и картографическим ПО. Причем, хотя ПО и предустановленно, вопросы, связанные с каратами, как правило, решаются в техподдежке производителя навигационной программы, а вопросы железа (например, перестал ловить спутники) в сервисе производителя навигатора.
Для человека, хорошо знакомого с компьютерной техникой, второй подход не вызывает удивления. А вот «простой пользователь» недоумевает. Как же так: купил навигатор Digma, а по телефону техподдежки меня отправляют на сайт Навитела.
Мы решили прикинуться таким «простым пользователем» и обзвонить сервисные центры самых известных производителей. Легенда была следующая: нам подарили один из навигаторов этого производителя. Мы хотим обновить прошивку. Для дополнительной маскировки, под словом «прошивка» мы подразумеваем не ПО навигатора, а картографию. После чего мы интересуемся загрузкой дополнительной карты Европы для нашего летнего путешествия.
Будем учитывать, что большинство компаний, как мы уже говорили, используют второй подход: навигатор отдельно, карты отдельно. Поэтому, скорее всего, помогут нам только советом, куда обратиться. Однако это не умаляет интереса исследования. Оставим общие слова и перейдем к делу.
Производитель, отчего-то нелюбимый в кругах продвинутых технарей. Однако именно он занимает лидирующую позицию по продажам и популярности. Речь идет именно о «железе». Делать выводы о софте мы не беремся. От сервисного центра Garmin мы ожидаем конкретных решений и четких ответов. Навигационная программа у Garmin собственная, а, значит, кому как не им в ней разбираться.
Телефон сервисного центра был найден на сайте Garmin.ru на странице «Сервисные центры». Самый первый телефонный номер среди московских — компания Навиком. Это и есть официальный дилер Garmin в России, чего мы, впрочем, могли не знать. Первая попытка дозвониться оказалась неудачной — долго не брали трубку. Мы перезвонили через пару минут и нам повезло.
Хотя отсутствовали корпоративные «рюшечки» вроде «для соединения с сервисным центром нажмите один» и «спасибо за звонок, обращайтесь к нам еще», на все наши вопросы ответили четко, а предложенное решение нас более чем удовлетворило.
Весьма достойные, как с точки зрения «железа», так и с точки зрения ПО и картографии, навигаторы TomTom в России представлены крайне слабо. Основная причина — отсутствие конкуретноспособного картогрофического покрытия в масштабах страны и четкой информации, какие области России есть на карте. ПО и картография у TomTom, как и у Garmin, неотделимы от железа. Звоним им с большим интересом. По легенде, у нас модель Go 630 с картами России, Прибалтики и Финляндии. Отсутствие всей Европы, зато наличие слота для SD-карточки дает нам полное право «захотеть» всю Европу.
Телефон мы нашли по ссылке «Позвоните нам» в разделе «Поддержка» официального сайта. Сначала все было хорошо. Робот с легким акцентом поприветствовал нас и предложил нажать нужную циферку для соединения с сервисной службой. А вот после этого на английском нам объяснили, что по-русски сегодня разговаривать некому и попросили перезвонить завтра. Не очень дружелюбно со стороны TomTom. Мы не ставили задачу, во что бы то ни стало добиться ответа сервисного центра, поэтому просто поставили им «незачет» и отправились дальше.
Этот производитель не ограничивается автонавигаторами и предлагает, помимо них, фоторамки, плееры, ТВ-тюнеры и другие электронные устройства. С этими навигаторами мы имели дело достаточно плотно и в целом остались хорошего мнения: невысокая цена, визуально качественная сборка и приятный дизайн. Сервисный центр, вероятно, объяснит нам, что у нас установлена картография Навител и отправит к ее производителю.
На сайте Digma мы нашли телефоны только сторонних сервисных служб. Первой на странице раздела со списком московских сервисов оказалась «Сеть компьютерных клиник». Услышав наш вопрос про прошивку, у нас уточнили, работает ли сам навигатор. Услышав утвердительный ответ, нас отправили обратно на сайт Digma в раздел с формой подачи запроса. По телефону Digma помогать отказывается.
Еще один мультипроизводитель «от навигаторов до Flash накопителей». Навигаторы преимущественно с Навителом, некоторые модели с СитиГидом.
В разделе Контакты на сайте Explay капслоком написано, что в офисе поддержки ждать не стоит. А вот по телефону горячей линии — вполне. Мы прослушали мелодию, приветствие робота, но после выбора нужной циферки для связи с оператором техподдежки услышали только тишину. Повторение попытки через 10 и 20 минут привели к аналогичному результату.
Производитель с не самой лучшей славой. О работе навигаторов и сервиса до сих пор всплывают темы на форумах. Но, возможно, ситуация изменилась. Так, например, вместо карт под собственным брендом «Мегаполис» новые модели поставляются с более популярным Навителом. А под брендом JJ-Connect, кроме навигаторов, выпускаются металлоискатели, эхолоты, рации и даже мегафоны.
Сайт JJ-connect скромно приветствовал нас надписью «Сайт временно недоступен, ассортимент товаров по адресу www.adrenalin.ru». Всякое бывает, подумали мы, и отправились, куда нас послали. Там мы нашли раздел с телефонами сервисных центров и снова начали общение с телефонным роботом. Нажав нужную клавишу, мы попали на технического специалиста. На все вопросы об обновлении и загрузке новых карт нам советовали обратиться к Навителу. Примерно то, чего мы ожидали. Но, если честно, хотелось несколько большего участия — продиктованный номер телефона, например.
Ну, наконец-то производитель, специализирующийся только на навигаторах, подумали мы. Ан нет, обнаружились еще и электронные книги. Зато навигационных программ предлагается широкий выбор: Навител, СитиГид, ПроГород.
Раздел «Сервисная поддержка» сайта Lexand сразу отправляет всех желающих сделать что-либо с картами на сайты производителей картографии. Пропустить эту информацию довольно трудно. Хотя мы и прикидывались недалекими в плане техники людьми, но умеющими читать. Звонить никому не стали. Общение с сервисом картографии — это совсем другая тема.
Бренд довольно известный. В свое время активно продвигали коммуникаторы GPS и карты iGo, когда эта техника еще была в новинку. Сейчас они тоже представлены в ассортименте. Но нас интересуют просто автомобильные навигаторы, которые, кстати, вместо iGo оснащены все тем же Навителом.
Единственный телефон, по которому было бы очевидно звонить, мы нашли в разделе «Служба ремонта». Поверхностный поиск в Google показал, что по этому же номеру оказывается поддержка HTC и Yota. Сначала с нами поговорила девушка, которая, услышав, что нас интересуют навигаторы Mio, быстро переключила на молодого человека. Молодому человеку мы сообщили, что являемся владельцами модели M400 и описали наши желания. Сначала он нас разочаровал — последнее обновление карт для этого навигатора было в 2009 году (речь идет как раз об том самом iGo). Затем, немного замявшись, предложили установить карты Навител. Но сначала мы должны были их самостоятельно у Навитела же и купить. На вопрос о Европе аналогично отправили к Навителу. Что не совсем корректно. Западная Европа от Навитела еще только планируется к выпуску.
Телефон единой сервисной службы написан красными буквами на главной странице сайта. Позвонив по нему, мы услышали только длинные гудки. В разделе «сервисный центр» фигурировал еще один номер. Как оказалось, мобильный — абонент находился вне зоны действия сети. Мы повторили попытки через 20 минут, без какого бы то ни было эффекта. Еще один незачет.
Среди DVD-плееров и аксессуаров для iPod притаились и наши автонавигаторы с картографией Навител.
Чтобы понять, кому звонить простому москвичу, на странице «тех помощь» нужно указать соответствующую страну и город. Все компании — сторонние сервисные центры. Мы выбрали первый в списке. Но на наш вопрос «Это сервис Prestigio?» молодой человек сначала вроде бы хотел что-то возразить, но потом согласился. На вопросы отвечал бодро, карту обещал обновить за 1000 рублей, если у нас не будет желания разбираться, как это сделать на сайте Навитела бесплатно (о возможности сделать бесплатно нас предупредили!). А вот вопрос о карте Европы ввел сервис-менеджера в ступор. Он что-то пробормотал про «надо смотреть у Навитела», посоветовался с кем-то сидящим рядом и закончил разговор фразой «нет в наличии, возможно когда-нибудь будет».
Производитель, известный, в первую очередь, своим сотрудничеством со студией Лебедева. Компания идет путем «старших братьев» Garmin и TomTom: не разменивается на плееры и фоторамки и предлагает собственную навигационную систему на базе картографии Navteq. Над интерфейсом программы как раз и работала студия Лебедева. Посмотрим, дотягивает ли сервис до должного уровня.
Телефон сервиса нашелся в самом низу страницы «Сервис». Оказалось, что это тоже сторонняя организация — «Нави Центр» в ТЦ «Горбушкин двор». Если честно, мы ждали от Sturmann общения с их собственной поддержкой. Однако доброжелательность молодого человека на том конце провода нас успокоила. Не важно, что сервис сторонний, важно, что нам хотят помочь. Молодой человек сообщил, что без проблем обновит нам карту России всего за 500 рублей. А для поездки по Европе — предложил iGo за 2400 рублей, включая карточку памяти. По словам сервис-менеджера (и это подтверждается на сайте производителя), у Sturmann пока нарисованы только карты Скандинавии и Прибалтики.
Петербургский производитель (речь идет, конечно, об офисе, а не о самой сборке), известный дизайнерским радиотелефоном, «потрясшим всю Европу». Дизайн автонавигаторов, впрочем, у них несколько проще. Зато на выбор предлагается картография или Навител, или СитиГид.
Компания из Питера, поэтому мы решили не искать московский сервис, а позвонить в петербургский. Нас ожидала не менее доброжелательная, чем молодой человек из «Нави Центра», девушка. Она сообщила, что в течение гарантийного срока мы можем обновить картографию бесплатно в одном из сервисных центров. И посоветовала нам один из них. Для поездок по Европе предложила единственный вариант — iGo8, как вы могли догадаться. Но, отметила девушка, они ее не устанавливают, поэтому нам придется делать это самостоятельно. В сервисе по указанному девушкой номеру информацию о бесплатном обновлении в течение гарантийного срока подтвердили. А если гарантия закончилась, то все удовольствие обошлось бы в 1200 рублей. iGo обещали поставить за 1500 рублей плюс стоимость карты памяти.
Подводя итог
Полностью провалили наш сервис-тест компании TomTom, Explay и Mystery. Ни с кем нам так и не удалось поговорить.
«Удовлетворительно» справился Lexand, отправивший нас к производителю картографии сразу с сайта, Digma и JJ-Connect, чьи сервис-менеджеры не стали предлагать нам никаких вариантов и разъяснений, кроме обращения в Навител.
«Хорошо» заработали Garmin, Mio, Prestigio, Sturmann и teXet. Сервисные центры этих компаний согласились нам помочь, хотя в некоторых случаях и за дополнительную плату. Строго говоря, с Mio без общения с Навителом обновить карту у нас все равно бы не получилось, но сервис-менеджер рассказал нам все достаточно подробно, чтобы поставить ему «хорошо».
Оценку отлично, на наш взгляд, присудить некому. Мы берегли эту оценку для сервиса, куда мы дозвонимся с первого раза, услышим «корпоративное» приветствие и приглашение не перезвонить по другому номеру, а приехать по конкретному адресу. Все это было, но по отдельности.
Эти результаты мы оставим без выводов. Единичный обзвон не претендует на объективность, хотя и дает некоторое общее представление о том, с чем придется столкнуться «непродвинутому» пользователю автомобильного навигатора.
А вот насчет карт Европы выводы сделаем. Все сервисные центры, кроме Garmin, до которых мы дозвонились и от которых добились внятных ответов, предлагали нам устаревшую карту iGo трехлетней давности. Про лицензионность оной мы тактично не спрашивали. Поэтому всем, кто желает отправиться летом не в Сочи, а, например, в Роттердам, можно порекомендовать или обзавестись навигатором Garmin, или подождать, пока Навител и Sturmann закончат работу по созданию полных карт Европы.
Принцип работы автомобильного навигатора
Современные разработки существенно облегчают жизнь автомобилистов. Работа одного небольшого прибора поможет сориентироваться на незнакомой местности, проложить оптимальный маршрут движения, рассчитать время в пути и миновать возникающие по дороге пробки. Речь идёт об автомобильном навигаторе. А ведь помимо основных функций в этом устройстве собран целый ряд дополнительных. Его можно использовать в качестве аудио- и видеоплеера, система Bluetooth объединит телефон и навигатор в систему громкой связи. Он оповестит о приближении АЗС, поста ГИБДД, камеры видеонаблюдения или других объектов.
Как работает автомобильный навигатор?
Автомобильный навигатор представляет собой устройство, состоящее из монитора, аккумуляторной батареи и печатной платы, объединяющей процессор, антенну, оперативную память. Принцип работы автомобильных навигаторов основан на обмене радиосигналами между приёмником и космическим спутником.
Основой всех подобных приборов служит система NAVSTAR GPS. Разработанная для нужд Министерства обороны США, впоследствии она была оборудована дополнительной частотой излучения сигнала для использования в гражданских целях. Систему GPS образуют двадцать четыре спутника плюс четыре наземные станции, контролирующие состояние спутников и корректирующие установленные в них часы.
Спутники расположены на своих орбитах таким образом, чтобы любой находящийся на поверхности Земли GPS-приёмник мог одновременно принимать сигналы минимум от четырёх из них. Такое условие необходимо для наиболее точного определения его положения в трёхмерной системе координат.
Непрерывный сигнал со спутников, содержащий информацию о параметрах их орбит, работе бортового оборудования и точном времени, посредством антенны попадает на процессор навигатора, совмещённый с дисководом и DVD с картой местности. Учитывая скорость прохождения сигнала между приёмником и каждым из спутников, процессор рассчитывает расстояние до них, определяет точные координаты автомобиля и переносит их на карту. Так же определяются координаты любой заданной точки для прокладывания к ней подходящего маршрута.
В 2011 году появились автомобильные приборы, работа которых помимо системы GPS опирается ещё и на российскую систему ГЛОНАСС. Точность таких моделей несколько выше.
Основные характеристики автомобильного навигатора
При выборе автомобильного навигатора рекомендуется учитывать следующие характеристики:
Помимо этого, при покупке автомобильного навигатора следует обращать внимание на технические характеристики, навигационную программу, ёмкость аккумулятора, ну и, конечно, его стоимость.
Основы GPS навигации (Часть 1)
В последние годы системы спутниковой навигации (GPS) стоят почти в каждом автомобиле и уже мало кто отваживается поехать по незнакомому маршруту без такого устройства, вооружившись лишь атласом. Сами устройства и программное обеспечение сделали большой рывок в сторону доступности и понятности, но вместе с тем есть несколько базовых понятий, без знания которых поездка с навигатором может значительно затянуться. В первой части статьи мы рассмотрим, что представляет из себя спутниковая навигация и GPS, какие бывают GPS приемники и навигаторы, чем они отличаются и как работают. Во второй части статьи перейдем к практике, рассмотрим ряд вопросов, связанных с GPS навигацией и типичными ошибками, которые допускают новички.
В последнее время очень часто приходится слышать от разных людей весьма суровый бред (по-другому это назвать не могу) относительно принципов работы и возможностей GPS. Сразу приведу опровержение нескольких распространенных ошибочных тезисов: Прибор GPS ничего не передает и не запрашивает; отследить Ваше местоположение по прибору нельзя; прибор не излучает никаких специфических электромагнитных волн; никаких сильных помех не создает; не опасен для человека и его можно безопасно носить в кармане (прием только ухудшится). Нельзя отключить какой-то конкретный прибор, если один прибор показывает координаты, а другой нет — значит, он неисправен. Если возникают проблемы на спутниках, то перестают работать все приборы сразу.
На самом деле, GPS — это приемник и принимает он радиосигналы со спутников и не более того! Эти радиосигналы представляют собой сигналы точного времени. Поскольку радиосигнал в пространстве распространяется не мгновенно, то благодаря разнице в этих сигналах, приходящих со спутников, он вычисляет расстояние до них и потом вычисляет Ваше положение в пространстве относительно этих спутников.
От чего зависит точность координат
В первую очередь, конечно, от качества приема сигнала со спутников. Чем больше спутников «видит» (принимает и расшифровывает с них сигнал) Ваш GPS-приемник, тем больше входных данных для определения положения. Но это еще не все, поскольку положение вычисляется математическим способом, то все еще зависит от программы: насколько точно будет рассчитано положение. GPS приемники, как правило, выпускаются в виде модулей, которых не так много на самом деле. Из наиболее известных Sirf Star и Atlas. Если первый — это проверенный временем, надежный элемент, то второй — его более дешевый аналог. Разница весьма существенна, погрешность Atlas’a может доходить до десятков метров, когда Sirf Star выдает точность до нескольких метров. Другие производители чипов, как правило, еще хуже и приобретать приборы, собранные на их базе, надо очень осторожно, прочитав отзывы других покупателей.
Классический GPS. Как правило, это весьма громоздкое устройство, в прорезиненном корпусе из ударопрочного пластика. Наиболее распространены устройства фирмы Garmin различных моделей, от самых простых с черно-белым дисплеем, без встроенных карт, до самых сложных, с цветными дисплеями, встроенными картами. Работают такие приборы, как правило, на батарейках стандартных форматов. Никаких дополнительных сервисов типа «Пробки» не существует, и даже зачастую маршрут по дорогам они прокладывать не умеют. Но зато это очень надежные приборы, предназначенные для автономной работы в сложных условиях. Ими обычно пользуются охотники, рыбаки или люди, которым по долгу службы приходится проводить много время вне цивилизации — например, геологи. Также они пользуются популярностью у спортсменов и туристов.
PND (Персональное Навигационное Устройство). Наиболее распространенный вид, чаще всего его называют GPS-Навигатор. Представляет собой плоское устройство с дисплеем на всю площадь. Хоть и имеет встроенный аккумулятор, но держит он недолго, поскольку предназначен в основном для работы в автомобиле. Они умеют прокладывать кратчайший маршрут из точки А в точку Б, знают где находятся больницы, АЗС, магазины, автосервисы. Многие имеют сервис «Пробки». На таком устройстве стоит стороннее программное обеспечение в зависимости от страны и региона, где оно продается. В нашем регионе это, как правило, CityGuide или Навител-Навигатор, также популярна программа iGo. Недостатком таких приборов, кроме маленького времени автономной работы и физической уязвимости, является очень низкий уровень детализации карт вне населенных пунктов. В лучшем случае прорисованы крупные дороги между населенными пунктами. Особняком в этом ряду стоят навигаторы фирмы Garmin: у них свое программное обеспечение, оно не совместимо с другими устройствами, и другое ПО на эти навигаторы поставить нельзя. Но надо отдать должное: ПО и карты фирмы Garmin очень хороши для тех, кто путешествует вне городских просторов.
GPS-Приемник. Маленькая коробочка без дисплея, обычно снабжена светодиодом (одним или несколькими), отображающими режим работы. Предназначена для подключения к ноутбукам и ПК через порт USB или беспроводному интерфейсу Bluetooth (в этом случае снабжена аккумулятором, позволяющим работать, как правило, в течение нескольких десятков часов.). На ноутбуке или ПК, к которому подсоединен такой приемник, может стоять различное программное обеспечение для работы. Помимо узкоспециализированных программ, таких как OziExplorer, с такими приемниками умеют работать большинство простых картографических программ и сервисов, например Google Earth. Также на ноутбук можно поставить ПО фирмы Garmin. Преимуществом таких систем является гибкость, возможность использования нескольких программ одновременно, большой дисплей удобен для отображения детализированных карт. Недостаток: громоздкость — без помощника (штурмана) не обойтись.
Какой навигатор выбрать
Классический GPS — отлично подойдет, если Вы путешествуете не только на автомобиле, но и регулярно покидаете его. Грибникам, рыбакам, туристам.
Устройства PND — для тех, кто ездит исключительно по городу.
PND от фирмы Garmin — для тех, кто город знает в совершенстве, а путешествует по необъятным просторам нашей планеты, но только по дорогам общего пользования и хорошим грунтовкам.
Навигатор на базе ноутбука — для тех, кому дороги не нужны. Если Вы путешествуете на подготовленном внедорожнике, то без множества специальных программ, позволяющих работать с различными типами карт — не обойтись.
Устройство GPS навигатора
Все GPS навигаторы всех производителей имеют общее устройство, напоминающее устройство любого другого «умного» мобильного устройства, например, сотового телефона. Навигаторы имеют похожую архитектуру и организацию программной части, ремонт навигаторов схож с другими подобными устройствами. Давайте разберемся, из чего состоит GPS устройство на примере автомобильного навигатора.
Аппаратная часть GPS навигатора
У туристического навигатора «внутренности» выглядят несколько иначе: нет встроенного аккумулятора, зато может быть клавиатура, если навигатор с кнопочным управлением. Клавиатура имеет стандартное устройство – «пленочка» с контактами, которые замыкаются при нажатии клавиш.
Дисплей
В большинстве автомобильных навигаторов используется резистивный сенсорный дисплей. Дисплей подключается к плате шлейфом, по которому передаются данные – выводится изображение и принимаются координаты нажатой области экрана.
Отличительная особенность дисплеев GPS навигаторов – антибликовое покрытие. Поверхность дисплея имеет особую структуру, хорошо рассеивающую падающий свет. Поэтому изображение на экране видно даже под прямыми солнечными лучами. Антибликовое покрытие, которого, как правило, нет на экранах других мобильных устройств, – один из главных аргументов в пользу покупки отдельного устройства для навигации.
Плата
На плате находятся все элементы, необходимые для работы навигатора. Собственно, он представляет собой своего рода компьютер с процессором, оперативной памятью и другими микросхемами.
GPS-антенна
GPS- антенна – это обычная антенна, настроенная на прием спутниковых сигналов, то есть на определенные частоты. В упрощенном виде, антенна лишь принимает «нули и единички», не разбираясь, что это такое, и передает эту информацию процессору. Антенна может быть впаяна или подсоединяться к плате. На качество приема это не влияет.
Процессор (чипсет)
Главный элемент навигатора – процессор. Чаще его называют GPS-чипсетом и иногда путают с GPS-антенной. В отличие от антенны, сам чипсет не принимает сигнал, а только обрабатывает его.. Поколения чипсетов (например, SirfStar III или Atlas IV) отличаются скоростью и алгоритмом обработки спутникового сигнала, что непосредственно влияет на точность и качество позиционирования.
Так, например, все современные чипсеты начиная с SirfStar III умеют обрабатывать не только прямой сигнал от спутника, но и переотраженный от крупных зданий и рельефа местности.
Вторая функция чипсета – обеспечение работоспособности самого навигатора. То есть процессор навигатора выполняет те же функции, что и процессор мобильного телефона.
Память навигатора
У навигатора есть три элемента памяти: оперативная память, память BIOS и встроенная память для данных.
Оперативная память, как и в любом компьютере, обеспечивает быстродействие устройства. Чем больше объем оперативной памяти, тем быстрее загружаются программы, строятся маршруты и т.д. В отличие от многозадачных смартфонов, в навигаторах объем памяти подбирается под конкретные задачи, то есть таким образом, чтобы он был достаточен для работы навигационной программы без «тормозов» (однако с выходом новых версий навигационных программ, памяти и процессора может начать не хватать)
Память BIOS – постоянная память, в которой хранится программа загрузки навигатора. Здесь хранится системное программное обеспечение, связывающее операционную систему устройства с физическими элементами навигатора, то есть с процессором, другими видами памяти, дисплеем и т.д.
Встроенная память для данных, реализована, как правило, в виде Flash-памяти. Здесь хранится операционная система, программа навигации, дополнительные приложения и пользовательские данные (не во всех навигаторах есть встроенная память доступная пользователям для хранения данных), например, картография или координаты точек.
Дополнительные элементы платы
Кроме всего перечисленного, на микросхеме (печатной плате) могут быть расположены дополнительные модули.
GPRS-модуль для выхода в Интернет и приема информации о пробках.
Радиоприемник для приема информации о пробках.
Bluetooth модуль для связи навигатора с телефоном или компьютером
Разъемы на плате навигатора
На плате находятся разъемы для подключения внешнего питания, джек для наушников, слот для Flash-карт и SIM-карт.
Аккумулятор GPS навигатора
В автомобильных навигаторах используются обычные Li-ion аккумуляторы емкостью 650-2000 мАч, аналогичные аккумуляторам в мобильных телефонах. Существует ошибочное мнение, что аккумуляторы в навигаторах хуже, поэтому время автономной работы навигатора ниже, чем телефона. На самом деле это не так.
Малое время автономной работы вызвано тремя причинами, не имеющими отношения к качеству аккумуляторной батареи. Во-первых, в автомобильных навигаторах редко используют аккумуляторы большой емкости. Во-вторых, в навигаторах не применяются технологии снижения энергопотребления. В-третьих, элементы навигатора имеют большее энергопотребление, позволяющее повысить качество и стабильность приема сигнала (а также яркость экрана). Это нецелесообразно, т.к. автомобильный навигатор в штатном режиме работает от внешнего питания (прикуривателя).
Туристические навигаторы работают от сменных батареек. Обычно источником питания выбираются две батареи АА. В этих устройствах применяют технологии уменьшения энергопотребления, поэтому время автономной работы может достигать 20 часов. Частично это достигается режимом экономного приема сигнала, когда сигнал обрабатывается не каждую секунду, а каждые пять секунд, что является приемлемым при пешеходном использовании.
Программная часть
Программная часть навигатора состоит из BIOS, операционной системы, программной оболочки (в общем случае), навигационной системы и прикладных программ.
В некоторых случаях, все элементы программной части выглядят для пользователя, как единая программа. Так устроены автомобильные и туристические навигаторы Garmin и TomTom. Это достигается тем, что все элементы программной части являются собственными разработками. Так, например, у навигаторов Garmin за основу операционной системы взят Linux, но для пользователя загрузка навигатора выглядит как загрузка одной программы.
Как мы отметили выше, BIOS нужен, чтобы связать аппаратную часть навигатора с его операционной системой. Дело в том, что аппаратная часть (чипсет, оперативная память, GPSR-модуль) может отличаться, в то время как операционная система обычно используется в той или иной степени стандартная.
Операционная система
Большинство навигаторов, представленных на рынке, работают под управлением операционной системы Windows CE. Недавно начали появляться навигаторы с ОС Android, но пока они являются редкостью. Часто производители даже не запрещают выход в главное меню и на рабочий стол операционной системы.
Программная оболочка
Интерфейс навигатора, адаптированный под работу с сенсорным экраном и упрощающий запуск нужных приложений. Особенность программной оболочки, что, помимо интерфейса, она подгружает библиотеки, необходимые для работы установленных программ, в частности – навигационных. Без запуска программной оболочки, программа навигации или видеоплеер могут отказаться запускаться. ( либо работать с ошибками и «вылетать»)
Навигационная программа
Приложение, выполняющее навигационные функции – отображение местоположения на карте, прокладку маршрута, сохранение точек и т.д. Garmin и TomTom используют собственные навигационные программы. На большинство других навигаторов устанавливается одна или несколько навигационных программ стороннего производителя. Важно, что даже у сторонних программ конфигурации могут отличаться в зависимости от аппаратной части устройства. Это создает определенные трудности при попытке самостоятельной установки «нештатных» программ навигации и усложняет покупку лицензионных программ, установка которых не предусмотрена производителем самого устройства.
GPS-навигация в автомобиле и жизни. Мифы и реальность
Несмотря на то, что в современном мире GPS-навигация прижилась практически мгновенно, многие до сих пор пребывают в неведении относительно этого полезнейшего изобретения прошлого века. А некоторые и вовсе отрицают сам факт существования и необходимости использования GPS. Почему современные люди, порой весьма неглупые, до сих пор целиком и полностью полагаются на бумажные атласы? Попробуем внести ясность в ситуацию и разобраться с применением GPS на рынке туризма и телекома.
Что такое GPS?
GPS – General Positioning System – состоит из 24 спутников, которые движутся по орбитам вокруг земли. Каждый спутник осуществляет питание от солнечных батарей и имеет срок службы около 10 лет. Все спутники объединяются в единую сеть и при использовании гражданскими лицами абсолютно бесплатны. В любой точке мира пользователь GPS-навигатора сможет определить место своего нахождения за считанные секунды. Для определения координат GPS-приёмнику необходимо «увидеть» как минимум два спутника. Такой метод определения называется «двухмерной фиксацией», при этом на экране приёмника вы сможете увидеть широту и долготу, если же в поле зрения навигатора оказывается более четырёх спутников, то определяемой информации становится больше. Добавляются такие параметры, как скорость передвижения объекта и его высота над уровнем моря (под объектом мы понимаем GPS-навигатор). Разумеется, GPS-навигаторы представлены на рынке не одним устройством, а достаточно большим их количеством, начиная от интегрированных в карманные компьютеры GPS-модулей и заканчивая специализированными системными устройствами, созданными исключительно для ориентирования на местности. С начала XXI века GPS стремительно ворвался в автомобильную промышленность. Как следствие этого, в правильных машинах (BMW, Audi, Mercedes) появилась дополнительная опция – спутниковый навигатор.
Обо всех устройствах GPS-навигации мы с вами и поговорим в этом материале.
Виды GPS-приёмников
Не скроем, что GPS-технология исключительно военного происхождения. Современные военные действия подразумевают точечные удары по расположениям сил противника, а для наведения снарядов необходимо точное знание координат.
Военный GPS приёмник
Что и говорить, в более ранние времена военные и гражданские навигаторы имели колоссальные различия. Например, точность позиционирования гражданского навигатора была «сдвинута» на 150 (!) метров в радиусе, в то время как военный навигатор позволял себе допускать погрешности не более 1-5 метров. Разница, особенно в горах, весьма приличная. Но китайским братьям абсолютно всё равно, что думают американские друзья относительно точности позиционирования. По этой причине на рынок хлынули потоки самых разных микрочипов для изготовления GPS-приёмников с погрешностью определения до одного метра, и результат не заставил себя долго ждать. Появился и первый вид навигаторов – симбиоз карманного компьютера и GPS-приёмника, инсталлирующегося в Compact Flash слот. Он появился в продаже уже в 2002 году.
Compact Flash GPS адаптер
До этого события прозорливые технари подключали существующие до того момента приёмники Garmin в COM-порт карманных компьютеров, коих на тот момент также было не очень много. При написании этих строк невольно задумываешься о безумной скорости технического прогресса: казалось бы, в 2002 году всё это только начиналось, а всего четыре года спустя GPS-навигация осуществляет такое количество разнообразных функций, что диву даёшься.
Специализированные устройства на рынке присуствовали постоянно, другой вопрос, что потребители не очень-то жаловали странную коробочку с монохромным дисплеем, стоящую как хороший 19-дюймовый монитор (напомню, что дело происходило в 2002-2003 годах). Тем не менее, коробочки продавались и пользовались заслуженным авторитетом у туристов и любителей активного отдыха на природе.
Специализированный GPS-приёмник от компании Garmin
Как мы уже упоминали выше, таким устройством были навигаторы компании Garmin. Компания является безоговорочным лидером по производству специализированных GPS-приёмников, однако, несмотря на своё превосходство, в Рунете представлена очень слабо. Особенностью данных навигаторов является необходимость использования только «родных» карт и софта. Однако об этом мы поговорим позже.
В то же время получил своё развитие стандарт беспроводной связи Bluetooth, который привнёс много нового в индустрию мобильных телефонов и не только. Вскоре появились первые Bluetooth GPS-адаптеры, которые подключались к карманному компьютеру по беспроводному соединению – фактически, для работы программного обеспечения эмулировался аппаратный COM–порт, и никто не замечал подмены.
Bluetooth GPS приёмник
В 2003-2004 годах получила развитие идея всеобщей миниатюризации, которая принесла на рынок множество странных изделий. Например, компании перестали выпускать карманные компьютеры с интерфейсом Compact Flash порта. Вместо этого на верхней части КПК остался только один слот – SDIO MMC. А наличие CF-порта автоматически обозначало КПК как продвинутую и серьёзную модель. SDIO-устройства также могли эмулировать COM-порт, посему в скором времени (примерно в конце 2004 года) в продаже появились SD GPS-приёмники. Следует отметить, что размеры этих устройств сильно уменьшились, а это, в свою очередь, привело к понижению энергопотребления, т.к. микрочипы также подвергались воздействию прогресса. И, наконец, последний шаг в интеграцию GPS-навигации сделала компания Mitac, наладив поставку КПК с встроенным GPS-модулем. КПК работал сам по себе, а GPS можно было использовать в любое время.
Карты и софт
Для любого навигатора необходим набор карт, иначе использование устройства становится невозможным. Карты чаще всего поставляются в максимально подробном увеличении и позволяют осуществлять навигацию в буквальном смысле «по домам». Для КПК одним из лучших примеров такой карты является программа Pocket GPS PRO, работающая в Москве. Также на рынке присутствует программа Palm GIS, однако большинству пользователей эта система неизвестна. Едва ли не самой мощной программой для составления и редактирования карт и маршрутов является Ozi Explorer, работающий с растровыми картами. Данная программа обладает просто колоссальным количеством разнообразных карт. У автора данного текста имеется DVD-диск, на котором заботливыми руками нашего руководителя тестлаба собрано более 4 Гбайт карт. И, что самое главное, эти карты создаются энтузиастами, полностью бесплатны и в критической ситуации могут здорово выручить. Одно плохо – Ozi Explorer недёшев, но наших сотоварищей это не останавливает, нужно всего лишь немного подумать, и проблема будет решена.
Теперь самое время разобраться с наиболее интересным представителем GPS-устройств – автомобильным навигатором.
Итак, чем интересен автомобильный навигатор. Во-первых, он интегрируется непосредственно в автомобиль и, что важно, позволяет использовать определённые функции современного авто для облегчения его эксплуатации. Например, при малом количестве топлива в бензобаке система подаёт голос, что надо бы заправиться, а до ближайшей заправки такое-то количество километров, так что мы можем не доехать, поэтому поворачивай назад, хозяин, а то встанем тут, посреди Калмыцкой степи. Во вторых, правильный автомобильный GPS-навигатор позволяет всячески редактировать маршруты, оставляя различные метки на карте, к примеру – тут есть закусочная, а вот здесь сидели товарищи в сине-серой форме и приняли меня за 180 км/ч. Тут была большая яма, а вот тут – шиномонтаж. В третьих, GPS-навигация в автомобилях обладает ещё одним полезным достоинством – её можно в любой момент заставить замолчать нажатием одной кнопки, что не всегда возможно при использовании симбиоза КПК и модуля навигатора. Данное качество особенно заметно в последних моделях BMW пятой и седьмой серий – автомобиль в состоянии довести до исступления любого, уж очень он общительный.
Выделен дисплей навигатора автомобиля BMW
Однако и это не всё. GPS-навигация в автомобилях крайне приглянулась компаниям, специализирующимся на защите транспортных средств от угона. Об этом мы и поговорим в следующей части статьи.